О признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства



Дело № 2 – 39/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 19 января 2012 года

    

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием представителя истца Щербакова Н.И. по доверенности И., представителя ответчика в/ч по доверенности К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 19 января 2012 года в городе Тейкове гражданское дело по иску Щербаков Н.И. к войсковой части , Департаменту о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Щербаков Н.И. обратился в Тейковский районный суд с иском к войсковой части (далее – в/ч ), Департаменту о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в котором просит: признать за ним и членами его семьи: Т., О. и С. право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти – Министерством РФ в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира в/ч по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указывая в обоснование следующее.

Он проходил военную службу по контракту в в/ч в должности ***. Приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила 27 лет 8 месяцев. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, дом , <адрес>, находящаяся на территории закрытого военного городка, который на основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от 1 июня 2000 года включён в перечень закрытых военных городков. Перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Ни он, ни члены его семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка, в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в <адрес>. Действующий на момент его увольнения с военной службы приказ Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года и действующий в настоящее время приказ № 1280 от 30 сентября 2010 года регламентируют порядок признания не имеющими жилых помещений и нуждающихся в их получении, определяют орган, выполняющий данные функции признания только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, но не граждан, уже уволенных с военной службы. До настоящего времени не разработан и не определён предусмотренный абз. 3 п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок признания нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления жилых помещениям военнослужащим-гражданам, уволенным с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имеющим на момент увольнения общую продолжительность военной службы 10 лет и более.

Представитель Щербакова Н.И. по доверенности И. считает требования доверителя законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении и изложенным в письменном выступлении (л.д. 48-49), указывая, в том числе, что в настоящее время в соответствие с приказом Минобороны РФ № 1280 уполномоченным Минобороны РФ органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является Департамент, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению, и в ином порядке, кроме судебного, реализовать жилищные права истца в настоящее время не представляется возможным, что Щербаков Н.И., как лицо, уволенное с военной службы, имея право на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, не может реализовать данного права, что в соответствии с действующим законодательством у Минобороны РФ существует обязанность по предоставлению Щербакову Н.А. и членам его семьи жилого помещения в собственность по избранному месту жительства, что отсутствие порядка получения жилого помещения в собственность не может нарушать законодательно закреплённые права истца на обеспечение жилым помещением.

Представитель ответчика в/ч по доверенности К. в судебном заседании считает требования Щербакова Н.И. не подлежащими удовлетворению, указывая на отсутствие незаконности в действиях командира в/ч вследствие того, что функция по учёту военнослужащих, изъявивших желание на получение жилого помещения по избранному месту жительства была возложена на довольствующие КЭЧ, что истец в период прохождения военной службы был обеспечен жильём, что Щербаков Н.И. в период прохождения военной службы и при увольнении в запас с рапортом о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением не обращался, в мае 2007 года на основании его заявления был внесён в список желающих переселиться из закрытого военного городка.

Представитель ответчика Департамент извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 45), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.

Третьи лица Т. и О., действующая, в том числе, в интересах несовершеннолетнего С., извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в заявлениях, представленных в суд, поддерживая исковые требования Щербакова Н.И., просят рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 37, 38).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.    

Из материалов дела установлено, что истец Щербаков Н.И. вместе с членами своей семьи: женой – Т., дочерью – О. и внуком С. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, дом , <адрес>, предоставленном Щербакову Н.И. и членам его семьи по выданному в/ч ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, на что указывает представленная в материалах дела копия талона к ордеру (л.д. 7).

Как следует из представленных в материалах дела: копии поквартирной карточки (л.д. 8) и справке ЖЭУ филиала «Верхневолжский» ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), в жилом помещении по адресу: <адрес>, дом , <адрес>, истец Щербаков Н.И., как наниматель жилого помещения, зарегистрирован и проживает с членами своей семьи: женой – Т., дочерью – О. и внуком – С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Жилое помещение, в котором зарегистрированы истец и члены его семьи, находится на территории закрытого военного городка «Красные Сосны», который на основании распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р включён в перечень закрытых военных городков.

Судом установлено, что представлением от ДД.ММ.ГГГГ командир в/ч ходатайствовал об увольнении майора Щербакова Н.И., *** в/ч с военной службы с зачислением в запас по п.п. «А» п. 1 ст. 51, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в котором указывал, в том числе, что его выслуга в Вооружённых Силах РФ, как календарная, так и общая, составляет 27 лет 07 месяцев 20 дней, а также о том, что он подлежит направлению на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>, обеспечение его жилой площадью по нормам <адрес>, и регистрацию по адресу: <адрес>, дом , <адрес> (л.д. 33).

Из представленной в материалах дела копии листа учёта проведения бесед с офицерами в связи с предстоящим увольнением с действительной военной службы следует, что командованием в/ч с Щербаковым Н.И. проводились беседы перед увольнением с военной службы: первая – ДД.ММ.ГГГГ, вторая – ДД.ММ.ГГГГ, во время которых Щербаков Н.И. высказывал желание о направлении после увольнения на учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> и избранное место жительства после увольнения – <адрес> (л.д. 34).

Согласно выписки из приказа командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ , майор Щербаков Н.И., *** в/ч , уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 10). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о календарной выслуге лет Щербакова Н.И. в Вооружённых Силах – 27 лет 8 месяцев, а также о направлении на учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>.

Приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ «По строевой части», гвардии майор Щербаков Н.И., *** в/ч уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключён из списков личного состава в/ч с ДД.ММ.ГГГГ, и считается убывшим для постановки на военный учёт в военный комиссариат <адрес>, на что указывает копия выписки из данного приказа (л.д. 11).

Из материалов дела следует, что ни истец Щербаков Н.И., ни члены его семьи: жена – Т., дочь – О., внук – С., не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ: в отношении Щербакова Н.И. (л.д. 18), в отношении Т. (л.д. 19), в отношении О. (л.д. 20), в отношении С. (л.д. 21), а также представленными в материалах дела Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»: в отношении Т. Т. и Щербаков Н.И. справкой от ДД.ММ.ГГГГ о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 22), и в отношении О. и С. справкой от ДД.ММ.ГГГГ о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 23), из которых следует, что за указанными лицами недвижимое имущество на праве собственности не значится.

Из письма в/ч от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период прохождения военной службы в в/ч Щербаков Н.И. с рапортом о желании получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы и о признании его жилищной комиссией в/ч нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства не обращался (л.д. 47).

Согласно письму Ф. от ДД.ММ.ГГГГ , Щербаков Н.И. в списке военнослужащих (граждан) – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» не состоит, и ДД.ММ.ГГГГ Щербаков Н.И. обращался в Ф. с заявлением на переселение из закрытого военного городка по избранному месту жительства – <адрес>, и был внесён в список желающих переселиться из закрытого военного городка под номером (л.д. 46).

Судом установлено, что истец Щербаков Н.И. ни в период военной службы, ни при увольнении не признавался нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.

Анализируя объяснения участников процесса, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования Щербакова Н.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Из приведённых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

При этом п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…

Согласно п. 1 ст. 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением указанных военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями указанных категорий военнослужащих: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений и избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а п. 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади.

Наряду с указанными Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от 29 июня 2011 года № 512 Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

Позиция ответчика в/ч по данному делу сводится к тому, что Щербаков Н.И. в период военной службы не был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства командованием своей воинской части и не обращался с соответствующим рапортом об этом, а также, что Щербаков Н.И. в период военной службы был обеспечен жилым помещением от Минобороны РФ по адресу: <адрес>, дом , <адрес>.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика в/ч о том, что, предоставив истцу в период военной службы жилое помещение, Минобороны РФ выполнило свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего, уволенного по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что исключает предоставление ему жилья по избранному постоянному месту жительства.

На момент увольнения с военной службы приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ , Щербаков Н.И. был обеспечен жилим помещением по месту прохождения службы, не высказывая намерения на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, при проводившихся с ним беседах командованием в/ч изъявил желание при увольнении направлении документов для постановки ни воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>.

Данное обстоятельство было вызвано тем, что Щербаков Н.И. был уволен с военной службы до принятия Правительством РФ распоряжения от 1 июня 2000 года № 752-р, которым был утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, и которым <адрес> <адрес> <адрес>, на территории которого проживал и проживает истец, был включён в указанный Перечень закрытых военных городков.

Таким образом, в связи с принятия Правительством РФ распоряжения от 1 июня 2000 года № 752-р, истец Щербаков Н.И. фактически проживает на территории закрытого военного городка.

Суд считает, что квартира, в которой проживает истец со своей семьёй, с учётом нахождения её на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок <адрес> стал закрытым только в 2000 году, а истцу указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется по сути с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.

С учётом вышеизложенного, истец Щербаков Н.И., уволенный по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет, проживающий на территории закрытого военного городка, и избравший на данный момент постоянное место жительство вне закрытого военного городка, не имеющий ни он, ни члены его семьи другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, имеет право на признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Глава 5 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года № 2140, действовавшего на момент увольнения Щербакова Н.И., устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные предложения, заявления и жалобы старшему начальнику до министра обороны РФ включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления, командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер, и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).

В соответствие с действовавшим на тот момент приказом Минобороны РФ от 21 ноября 1998 года № 517 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…

Однако учитывая, что ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы истец Щербаков Н.И. не обращался к командованию в/ч по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения, а также о направлении документов в соответствующие органы местного управления, суд считает, что не может быть признано незаконным бездействие командира в/ч по вопросу признания истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>.

То обстоятельство, что истец Щербаков Н.И. при увольнении с военной службы в ходе бесед перед увольнением, не высказывал намерений о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не являлся участником федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», не может иметь правового значения, поскольку на момент увольнения истец не предполагал, что будет проживать на территории закрытого военного городка и, тем самым, будут нарушаться его и членов его семьи жилищные права.

Изложенное даёт суду основания придти к выводу, что право Щербакова Н.И., как гражданина, уволенного с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с общей продолжительностью военной службы более 27 лет, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства не может нарушаться.

В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный орган Минобороны РФ – Департамент в соответствие с Положением, утверждённым приказом Минобороны РФ от 23 декабря 2010 года № 1888, и соответствующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280. Однако положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.

Учитывая, что право Щербакова Н.И. на признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения за счёт средств Минобороны РФ во время прохождения им военной службы и при увольнении с военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать Щербакова Н.И, и членов его семьи: жену – Т., дочь – О. и внука – С. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку после его увольнения с военной службы имелись и имеются правовые основания для такого признания: истец уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, проживает с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от 29 июня 2011 года № 512, Правилам учёта от 6 сентября 1998 года № 1054.

Учитывая, что согласно указанной выше Инструкции от 30 сентября 2010 года № 1280 единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в ДЖО Минобороны РФ исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать Департамент включить истца Щербакова Н.И. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Поскольку ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает право Щербакова Н.И., как гражданина, уволенного с военной службы, на получение, в том числе в собственность, жилого помещения, то само по себе отсутствие механизма его получения, который должен быть установлен Правительством РФ, не может являться основанием для нарушения права истца на получение жилья.

Порядок предоставления военнослужащим – гражданам жилых помещений в собственность бесплатно определён Правительством РФ в Постановлении от 29 июня 2011 года № 512: на основании соответствующего решения уполномоченного федерального органа о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, принимаемого в отношении лиц, состоящих в едином реестре нуждающихся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах исковые требования Щербакова Н.И. о признании за ним и членами его семьи: женой – Т., дочерью – О. и внуком – С. права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и о понуждении к включению в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 56, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щербаков Н.И. к войсковой части Департаменту о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства удовлетворить частично.

Признать за Щербаков Н.И. и членами его семьи: Т., О. и С. право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать Щербаков Н.И. и членов его семьи: Т., О. и С. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент включить Щербаков Н.И. и членов его семьи: Т., О. и С. в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Отказать в удовлетворении исковых требований Щербаков Н.И. о признании незаконным бездействия командира войсковой части по вопросу признания Щербаков Н.И. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Блохин А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200