О признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства



Дело № 2 – 1240/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Тейковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием представителя истца Курдакова М.А. по доверенности Игнатьева М.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Тейкове гражданское дело по иску Курдаков М.А. к войсковой части и Министерство *** в лице Департамента *** о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Курдаков М.А. обратился в Тейковский районный суд с иском к войсковой части (далее – в/ч ) и Министерство *** в лице Департамента *** (далее – Департамента ***) о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, в котором просит: признать за ним и членом его семьи – Курдаковой И.М. право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерство ***, в соответствие с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира в/ч по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново; признать его и члена его семьи – Курдакову И.М. по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ДЖО Минобороны РФ включить его и члена его семьи – Курдакову И.М. в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в обосновании требований указывает следующее.

Он проходил военную службу по контракту в в/ч в должности начальника отделения полевого технического пункта управления и связи. Приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила 22 года 7 месяцев. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, находящаяся на территории закрытого военного городка, включённого в перечень закрытых военных городков. Перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Ни он, ни члены его семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка, в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в гор. Иваново.

Представитель истца Курдакова М.А. по доверенности Игнатьев М.Ю. считает требования доверителя законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении и изложенным в письменном выступлении (л.д. 34-35), указывая, в том числе, что в настоящее время в соответствие с приказом Министерство *** уполномоченным Министерство *** органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является Департамента ***, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению, и в ином порядке, кроме судебного, реализовать жилищные права истца в настоящее время не представляется возможным, что в соответствии с действующим законодательством у Министерство *** существует обязанность по предоставлению Курдакову М.А. и членам его семьи жилого помещения в собственность по избранному месту жительства, что отсутствие порядка получения жилого помещения в собственность не может нарушать законодательно закреплённые права истца на обеспечение жилым помещением.

Представитель ответчика в/ч извещён о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном суду письме просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 32).

Представитель Департамента *** извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (л.д. 25), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.

Третье лицо Курдакова И.М. извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в заявлении, адресованном суду, поддерживая исковые требования в полном объёме, просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 33).

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.    

Из материалов дела установлено, что истец Курдаков М.А. вместе с членом своей семьи: дочерью – Курдаковой И.М. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленному Курдакову М.А. и членам его семьи на основании ордера, выданного исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов гор. Тейково, на что указывает копия корешка ордера на жилое помещение серии 02 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно представленной в материалах дела копии поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>, истец Курдаков М.А. и его дочь Курдакова И.М. зарегистрированы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также в указанном жилом помещении зарегистрирована бывшая жена Курдакова М.А. - - Курдакова Н.Н. (л.д. 9).

Брак между Курдаковым М.А. и Курдаковой Н.Н. прекращён ДД.ММ.ГГГГ на основании совместного заявления супругов, на что указывает представленная в материалах дела копия свидетельства о расторжении брака серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ филиалом по городу Тейкову и Тейковскому району комитета Ивановской области ЗАГС (л.д. 17), в связи с чем, Курдакова Н.Н. не является членом семьи нанимателя жилого помещения Курдакова М.А. по адресу: <адрес>.

Жилое помещение, в котором зарегистрированы истец и его дочь, находится на территории закрытого военного городка «Красные Сосны», который на основании распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р включён в перечень закрытых военных городков.

Истец Курдаков М.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ с рапортом на имя командира в/ч с просьбой о досрочном увольнении с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и направлении документов для постановки на воинский учёт в военный комиссариат гор. Тейково Ивановской области (л.д. 29).

Из представленных в материалах дела копий листов учета проведения бесед с офицерами в связи с предстоящим увольнением с действительной военной службы следует, что командованием в/ч с Курдаковым М.А. проведена беседы перед увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями: первая – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), вторая – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), во время которых Курдаков М.А. высказывал желание о направлении после увольнения на учёт в объединённый военный комиссариат гор. Тейково Ивановской области.

Согласно выписки из приказа командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу» майор Курдаков М.А., начальник отделения (полевого технического пункта управления и связи) в/ч досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 10, 27). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о выслуге лет в Вооружённых Силах: календарной – 22 года 7 месяцев, в льготном исчислении – 25 лет 2 месяца, а также о направлении на учёт в объединённый военный комиссариат гор. Тейково Ивановской области.

Как следует из приказа командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ «По строевой части», находящийся за штатом майор Курдаков М.А., бывший начальник отделения полевого технического пункта управления и связи, досрочно уволенный приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключён из списков личного состава в/ч с ДД.ММ.ГГГГ и направлен для постановки на воинский учёт в объединённый военный комиссариат гор. Тейково Ивановской области (л.д. 28).

Из материалов дела следует, что ни истец Курдаков М.А., ни член его семьи: дочь – Курдакова И.М., не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 12, 15), а также представленными в материалах дела Ивановским филиалом ФГУП «***** справками о наличии недвижимости на праве собственности в гор. Тейково и Тейковском районе (л.д. 13,16).

Из письма в/ч от ДД.ММ.ГГГГ следует, что майор Курдаков М.А. проходил военную службу в в/ч в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и во время службы был обеспечен служебным жильём, в списках очередников, нуждающихся в получении жилья не состоял, по вопросу включения его в состав кандидатов федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» данных не имеется (л.д. 32).

Судом установлено, что истец Курдаков М.А. ни в период военной службы, ни при увольнении не признавался нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.

Анализируя объяснения участников процесса, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования Курдакова М.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Из приведённых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

При этом п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…

Согласно п. 1 ст. 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением указанных военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями указанных категорий военнослужащих: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений и избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями, а п. 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади.

На момент увольнения с военной службы приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу», Курдаков М.А. был обеспечен жилим помещением по месту прохождения службы, не высказывая намерения на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, при проводившихся с ним беседах командованием в/ч изъявил желание при увольнении направлении документов для постановки ни воинский учёт в объединённый военный комиссариат гор. Тейково Ивановской области.

Данное обстоятельство было вызвано тем, что Курдаков М.А. был уволен с военной службы до принятия Правительством РФ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , которым был утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, и которым пос. Красные сосны гор. Тейково Ивановской области, на территории которого проживал и проживает истец, был включён в указанный Перечень закрытых военных городков.

Таким образом, в связи с принятия Правительством РФ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , истец Курдаков М.А. проживает на территории закрытого военного городка.

Наряду с указанными Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от 29 июня 2011 года № 512 Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

Суд считает, что квартира, в которой проживает истец со своей семьёй, с учётом нахождения её на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым только в 2000 году, а истцу указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется по сути с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерство *** и включается в разряд служебных.

С учётом вышеизложенного, истец Курдаков М.А., уволенный в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет, проживающий на территории закрытого военного городка, и избравший на данный момент постоянное место жительство вне закрытого военного городка, не имеющий ни он, ни член его семьи другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, имеет право на признание его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.

В соответствие с действовавшим на тот момент приказом Минобороны РФ от 21 ноября 1998 года № 517 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…

Однако учитывая, что ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы истец Курдаков М.А. не обращался к командованию в/ч по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения, а также о направлении документов в соответствующие органы местного управления, суд считает, что не может быть признано незаконным бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново.

То обстоятельство, что истец Курдаков М.А. при увольнении с военной службы в своём рапорте на увольнение, а также при беседах перед увольнением, не высказывал намерений о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не являлся участником федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», не может иметь правового значения, поскольку на момент увольнения истец не предполагал, что будет проживать на территории военного городка и, тем самым, будут нарушаться его и членов его семьи жилищные права.

Изложенное даёт суду основания придти к выводу, что право Курдакова М.А., как гражданина, уволенного с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с общей продолжительностью военной службы более 22 лет, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства не может нарушаться.

В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный орган Министерство ***Департамента *** в соответствие с Положением, утверждённым приказом Министерство *** от 23 декабря 2010 года № 1888, и соответствующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280. Однако положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.

Учитывая, что право Курдакова М.А. на признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения за счёт средств Минобороны РФ во время прохождения им военной службы и при увольнении с военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать Курдакова М.А. и члена его семьи – Курдакову И.М. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – гор. Иваново, поскольку после его увольнения с военной службы имелись и имеются правовые основания для такого признания: истец уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, проживает с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от 29 июня 2011 года № 512, Правилам учёта от 6 сентября 1998 года № 1054.

Учитывая, что согласно указанной выше Инструкции от 30 сентября 2010 года № 1280 единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в Департамента *** исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать Департамента *** поставить истца Курдакова М.А. и члена его семьи на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор. Иваново в собственность бесплатно, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Поскольку ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает право Курдакова М.А., как гражданина, уволенного с военной службы, на получение, в том числе в собственность, жилого помещения, то само по себе отсутствие механизма его получения, который должен быть установлен Правительством РФ, не может являться основанием для нарушения права истца на получение жилья.

Порядок предоставления военнослужащим – гражданам жилых помещений в собственность бесплатно определён Правительством РФ в Постановлении от 29 июня 2011 года № 512: на основании соответствующего решения уполномоченного федерального органа о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, принимаемого в отношении лиц, состоящих в едином реестре нуждающихся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах исковые требования Курдакова М.А. о признании за ним и членом его семьи – Курдаковой И.М. права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и о понуждении к включению в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в гор. Иваново в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Курдаков М.А. к войсковой части и Министерство *** в лице Департамента *** о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства удовлетворить частично.

Признать за Курдаковым М.А. и членом его семьи – Курдаковой И.М. право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в городе Иваново за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать Курдаков М.А. и члена его семьи – Курдакову И.М. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Иваново по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить Курдаков М.А. и члена его семьи – Курдакову И.М. в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства город Иваново в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Отказать в удовлетворении исковых требований Курдаков М.А. о признании незаконным бездействия командира войсковой части по вопросу признания Курдаков М.А. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Иваново.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Блохин А.В.