Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 июня 2011 г. с. Тегульдет Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Фирсовой Л.А., с участием истца Демина Юрия Павловича, представителя ответчика Коробковой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демина Ю.П. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооружённых Сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости, у с т а н о в и л: Демин Ю.П. обратился с иском к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооружённых сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости. Демин Ю.П. указывает, что /..../ обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением начальника Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области /..../ от /..../ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности было отказано в виду недостаточности специального стажа, в данный стаж включены периоды работы общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней, отказано во включении в стаж периода с /..../ по /..../, периода службы в Советской Армии продолжительностью /..../ года /..../ дня. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. В спорные моменты прохождения истцом службы в Советской Армии действовало Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которое предусматривало возможность зачёта данного периода в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Истец просит возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить период службы в составе Вооружённых сил СССР с /..../ по /..../ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и обязанность досрочно назначить пенсию по старости с момента обращения, то есть с /..../ Ответчик Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области просит отказать в удовлетворении иска Демина Ю.П., указывая, что на момент обращения за пенсией у истца отсутствовал требуемый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжительностью 25 лет. Данный специальный трудовой стаж необходимо считать равным /..../ годам /..../ месяцам /..../ дням, так как периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР в соответствии с действующим законодательством не подлежат включению в специальный стаж. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых назначается трудовая пения по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. На момент подачи заявления право на назначение пенсии определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. До 01.01.2002 г. право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью определялось в соответствии со ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г. При исчисления продолжительности стажа за период до 01.01.2002 г. согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Данное постановление могло быть применено при выработке истцом 25 лет педагогического стажа на момент изменения законодательства. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 5 вышеназванных Правил установлено, что в специальный стаж в календарном порядке засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течении полного рабочего дня. При этом в стаж засчитываются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в специальный стаж других периодов данными Правилами не предусмотрено. Кроме того, военный билет выдан на имя Дёмина Ю.П., что не соответствует данным паспорта. Заслушав истца Демина Ю.П., представителя ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области Коробкову Т.М., допросив свидетелей Ч.., К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: /..../ истец обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с предоставлением в установленный срок необходимых документов, что подтверждается копией заявления истца о назначении пенсии с отметкой о его принятии /..../, копиями прилагаемых к нему документов, копией решения начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области /..../ от /..../ и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным. Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /..../ /..../ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом Демину Ю.П. было зачтено в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, /..../ года /..../ месяца /..../ дней и отказано во включении в специальный стаж спорного периода. Истец осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей на территории района, приравненного к районам Крайнего Севера. Обоснованность включения в специальный стаж периодов общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней (без спорного периода) и правильность исчисления их продолжительности подтверждается представленными документами (копией трудовой книжки, справками МУ «/..../ /..../», справкой МОУ «/..../», справкой МОУДОД «/..../», справками /..../, копией Решения исполнительного комитета /..../ Совета народных депутатов от /..../ /..../, выписками из приказов /..../ районного отдела образования от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, выпиской из приказа МОУ «/..../» от /..../ /..../, справками /..../ государственного педагогического института, справкой ГОУВПО «/..../») и не оспаривается сторонами. Продолжительность спорного периода сторонами не оспаривается. Сторонами также не оспаривается, что в случае включения в специальный стаж спорного периода специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей превысит установленную законом продолжительность в 25 лет, и у истца возникнет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные факты установленными. В то же время, ответчиком оспаривается возможность включения в специальный стаж спорного периода службы в составе Вооружённых Сил СССР, в то время, как истец настаивает на таком включении. Оценивая возможность включения в специальный стаж спорного периода, суд исходит из следующего: суд признает установленной принадлежность истцу представленного при обращении за пенсией военного билета /..../ на имя Дёмина Ю.П.. Как указывает истец, с /..../ по /..../ он проходил службу в составе Вооружённых Сил СССР и военный билет принадлежит ему. При написании его фамилии лицами, заполняющими документы, допускалось написание как с использованием буквы «е», так и с использованием буквы «ё», что и вызвало сомнения у ответчика. согласно копии военного билета /..../, он выдан на имя Дёмина Ю.П., в графе «Число, месяц и год рождения» выполнена запись «/..../», в графе «Место рождения» выполнена запись «/..../», в графе «Семейное положение» выполнена запись «жена Д.». Судом истребованы копии военно-учётных карточек на имя Демина Ю.П., Дёмина Ю.П., /..../ года рождения, военному комиссариату предлагалось сообщить, призывалось ли другое лицо с анкетными данными, отличающимися написанием фамилии в части букв «е»/«ё». Согласно ответу военного комиссариата и копии представленной им военно-учётной карточки к указанному выше военному билету /..../, фамилия получателя данного военного билета - «Демин», анкетные данные совпадают с указанными, имеется указание на работу получателя военного билета /..../ в МОУ «/..../», сведений о других военных билетах на имя Демина /Дёмина военным комиссариатом не представлено. С учетом изложенного суд констатирует, что при заполнении военного билета истца было допущено отступление в написании фамилии по отношению к паспорту истца и военно-учётной карточке, согласно которым его фамилия пишется как «Демин», при этом в военном билете фамилия ошибочно обозначена как «Дёмин». Помимо указания на фамилию «Демин» в военно-учётной карточке к военному билету /..../ вывод о принадлежности данного документа истцу подтверждается также исследованными документами и показаниями свидетелей Ч., К. На принадлежность военного билета истцу указывает полное соответствие анкетных данных, обозначенных в военном билете и военно-учётной карточке, анкетным данным истца. Так, как следует из копии свидетельства о рождении истца и его паспорта, он родился /..../ в /..../. Согласно копии записи о браке истец состоит в браке с Д.. Согласно выписке из приказа МОУ «/..../» от /..../ /..../ истец принят на работу /..../. Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке истца, где имеется также запись /..../ от /..../ об освобождении от должности в связи с призывом в ряды Советской Армии. Прохождение истцом службы в составе Вооружённых Сил СССР подтверждается также показаниями указанных свидетелей. При этом свидетелем Ч., знавшим истца с детства, опознан истец на фотографии в военном билете. Судом истребованы в Управлении по делам ЗАГС /..../ копии записей о рождении Демина Ю.П. и Дёмина Ю.П., /..../ года рождения, в запросе предлагалось сообщить, регистрировались ли факты рождения /..../ других лиц с аналогичными анкетными данными, отличающимися написанием фамилии в части букв «е»/«ё». Согласно ответу органов ЗАГС /..../ в /..../ родился Демин Ю.П., сведений о рождении в указанный день в /..../ других лиц не представлено. Исследованные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела. С учётом изложенного суд считает достоверно доказанной принадлежность истцу представленного при обращении за пенсией военного билета /..../ на имя Дёмина Ю.П.. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующие на момент обращения за назначением пенсии. Данные правила, как и иные нормативные правовые акты, на которые ссылается ответчик, кроме указанного ниже, не предусматривают включение в специальный стаж периода службы в составе Вооружённых Сил СССР, но и не содержат соответствующего запрета. В то же время, в спорный период службы истца в составе Вооружённых Сил СССР действовало законодательство, которое безусловно требовало включения периода службы в составе Вооружённых Сил СССРв специальный стаж. Так, в указанный период времени действовали Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» постановлено назначать пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В соответствии с действовавшим в указанный период времени подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооружённых Сил СССР засчитывалась работникам просвещения в стаж работы по специальности. Как указано выше, прочая часть стажа, требуемого для назначения пенсии, превышающая две третьих его части, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное Постановление Совета Министров СССР действовало в спорный период и утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Таким образом, истец приобрел право на включение указанного спорного периода в специальный стаж и не может быть лишен данного права. Дальнейшее изменение прав не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежит применению правовая норма подпункта «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», спорный период подлежит включению в специальный стаж. Период службы в составе Вооружённых Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения права на пенсию. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О. С учетом указанного спорного периода на момент обращения истца за трудовой пенсией /..../ он имел специальный стаж, превышающий установленную законом продолжительность в 25 лет. Следовательно, на указанный момент истец имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку судом установлено, что имеющийся у истца специальный стаж работы на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости был достаточным для её назначения, суд считает, что иск Демина Ю.П. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Иск Демина Ю.П. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооружённых Сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости удовлетворить. Возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить Демину Ю.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в составе Вооружённых Сил СССР с /..../ по /..../ Обязать Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области досрочно назначить Демину Ю.П. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за трудовой пенсией /..../ Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Тегульдетский районный суд Томской области. Председательствующий подпись А.А. Родиков Судья Тегульдетского районного суда А.А. Родиков