Решение по делу № 2-233/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2011 г.                                                                                                                 с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., с участием истца Чунзе Д.В., представителей ответчика Коробковой Т.М., Зыряновой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чунзе Д.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Чунзе Д.В. обратился с иском к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости.

Чунзе Д.В. указывает, что /..../ обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением начальника Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности было отказано в виду недостаточности специального стажа, в данный стаж включены периоды работы общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней, отказано во включении в стаж периода службы в Советской Армии с /..../ по /..../ продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дня. С данным отказом истец не согласен по следующим основаниям:

в спорные моменты прохождения истцом службы в Советской Армии действовало Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которое предусматривало возможность зачета данного периода в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Период службы в Советской Армии относится к периодам до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования.

Кроме того, ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает зачет в специальный трудовой стаж периода службы как по контракту, так и по призыву при нормальных условиях.

Истец просит возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить ему период службы в составе Вооруженных сил СССР с /..../ по /..../ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и обязанность досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с /..../

В судебном заседании истец Чунзе Д.В. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области иск не признали, указывая, что на момент обращения за пенсией у истца отсутствовал требуемый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжительностью 25 лет. Данный специальный трудовой стаж необходимо считать равным /..../ годам /..../ месяцам /..../ дням, так как периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. При исчисления продолжительности стажа за период до 01.01.2002 г. согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, если до дня отмены таковых гражданин полностью выработал необходимый общий и специальный трудовой стаж, как того требуют Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70 и утвержденное им разъяснение Министерства и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4.

Заслушав истца Чунзе Д.В., представителей ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области Коробкову Т.М., Зырянову Ю.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

/..../ истец обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с предоставлением в установленный срок необходимых документов, что подтверждается копией заявления истца о назначении пенсии с отметкой о его принятии /..../, копиями прилагаемых к нему документов, копией решения начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области /..../ от /..../, имеющимися в материалах пенсионного дела, и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным.

Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /..../ /..../ истцу было отказано во включении в специальный стаж спорного периода, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого специального стажа, что подтверждается копиями указанных документов.

Истец осуществлял на протяжении /..../ лет /..../ месяцев /..../ дней в сельской местности на территории района, приравненного к районам Крайнего Севера, педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из них в должности /..../ /....//..../ переименована в /..../, с /..../ - в /..../, с /..../ - в МОУ «/..../») с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, в должности /..../ в МОУ «/..../» с /..../ по /..../

Данные факты подтверждаются копией трудовой книжки истца, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, выпиской из приказа /..../ районного отдела образования от /..../ /..../, выписками из приказов /..../ от /..../ /..../, от /..../ /..../, справками МУ «/..../» /..../ от /..../, /..../ от /..../, справкой МОУ «/..../» /..../ от /..../, справкой /..../ /..../ от /..../ и не оспариваются сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные факты установленными.

Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ указанные периоды зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, обоснованность включения в специальный стаж периодов общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней (без спорного периода) и правильность их исчисления сторонами не оспаривается.

Истец Чунзе Д.В. в период с /..../ по /..../ проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, что подтверждается копией военного билета /..../ на имя Чунзе Д.В., ответом /..../ военного комиссариата /..../, копией военно-учетной карточки на имя Чунзе Д.В. и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным.

Исследованные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Сторонами также не оспаривается, что в случае включения в специальный стаж спорного периода специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей превысит установленную законом продолжительность в 25 лет, и у истца возникнет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным.

В то же время, ответчиком оспаривается возможность включения в специальный стаж спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, в то время, как истец настаивает на таком включении.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующие на момент обращения за назначением пенсии.

Должности /..../, /..../ /..../, в которых истец работал в указанные выше периоды общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней (с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../) соответствуют должности учителя, предусмотренной пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а учреждения, в которых истец работал в указанные периоды - /..../ (/..../, /..../, МОУ «/..../»), МОУ «/..../», - соответствуют общеобразовательным учреждениям - школам всех наименований, - предусмотренным пунктом 1.1 раздела "Наименования учреждений" указанного Списка.

Следовательно, решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ указанные периоды обоснованно зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Указанные Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, как и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, не предусматривают включение в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, но и не содержат соответствующего запрета.

В то же время, действующее законодательство Российской Федерации действительно содержит указанную истцом специальную правовую норму, регулирующую зачет периода военной службы в стаж работы по специальности - абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», - согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Однако, в спорный период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР действовало иное законодательство, которое предусматривало включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж и подлежит применению при разрешении настоящего дела.

Так, в указанный период времени действовали Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» постановлено назначать пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с действовавшим в указанный период времени подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась работникам просвещения в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 6 указанного Постановления лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от последнего места работы.

Указанные выше периоды общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней составляют более 2/3 от 25-летнего специального стажа, требуемого для назначения пенсии.

В указанные выше периоды общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней истец осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, соответствующих Приложению к указанному Постановлению (Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а именно пункту 1 раздела I данного Перечня), и в должностях, соответствующих данному Приложению (пунктом 1 раздела I указанного Перечня), что не оспаривается сторонами.

Как указано выше, согласно действующему на момент обращения за назначением пенсии законодательству данные периоды общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней также приходятся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Следовательно, на момент обращения истца за назначением пенсии было соблюдено условие, установленное пунктом 4 данного Положения, из которого следует, что на момент обращения за назначением пенсии на менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Данный подход к оценке пенсионных прав и порядка применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, нашел свое отражение в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7, от 28.01.2011 г. № 44-В10-11.

Поскольку указанное Постановление Совета Министров СССР действовало в спорный период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР, истец приобрел право на включение указанного спорного периода в специальный стаж и не может быть лишен данного права. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежит применению правовая норма подпункта «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», спорный период подлежит включению в специальный стаж.

Период службы в составе Вооруженнных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения права на пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.

С учетом указанного спорного периода на момент обращения истца за трудовой пенсией /..../ он имел специальный стаж, превышающий установленную законом продолжительность в 25 лет.

Следовательно, на указанный момент истец имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку судом установлено, что имеющийся у истца специальный стаж работы на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости был достаточным для ее назначения, суд считает, что иск Чунзе Д.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Чунзе Д.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж и обязанности назначить пенсию по старости удовлетворить.

Возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить Чунзе Д.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в составе Вооруженных Сил СССР /..../.

Обязать Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области досрочно назначить Чунзе Д.В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за трудовой пенсией /..../

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Тегульдетский районный суд Томской области.

Председательствующий                                   подпись                                     А.А. Родиков

Верно

Судья Тегульдетского районного суда Томской области                                   А.А.Родиков