Решение по делу № 2-303/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 г.                                                                                                            с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., с участием заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсова Д.Л., представителя Администрации Тегульдетского сельского поселения Иванова В.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Тегульдетского сельского поселения по непринятию мер к созданию запаса твердого топлива на котельной «Ромашка»,

у с т а н о в и л:

Исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Тегульдетского сельского поселения по непринятию мер к созданию запаса твердого топлива на котельной «Ромашка».

В обоснование заявленных требований исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области указывает следующее:

на основании постановления Главы администрации Тегульдетского района № 341 от 25.12.2007 и передаточного акта от 25.12.2007 г. муниципальному образованию «Тегульдетское сельское поселение» передана в собственность котельная «Ромашка», расположенная в с. Тегульдет, ул. Гнездилова, 2а. По настоящее время МО «Тегульдетское сельское поселение» является собственником данной котельной.

По договору аренды № 1 от 01.06.2008 г. котельная передана на обслуживание ООО «КомСервис Тегульдет».

Установлено, что для котельной «Ромашка» на весь отопительный период 2011-2012 г.г. необходимо 2200 тонн угля.

По состоянию на 28.09.2011 года в котельной «Ромашка» запас твердого топлива составляет 238 тонн.

В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила) готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.

В соответствии с п. 2.6.13 Правил в летний период должен быть произведен завоз твердого топлива - в расчете 70% от потребности в отопительном сезоне, то есть на начало отопительного сезона 2011-2012 г.г. в котельной «Ромашка» запас топлива должен быть не менее 1540 тонн угля.

Таким образом, котельная «Ромашка» не обеспечена твердым топливом (углем) в необходимом количестве ни на начало отопительного сезона 2011-2012 г.г., ни в настоящий период. Оснований, свидетельствующих о том, что в ближайшее время на вышеуказанной котельной будет обеспечен запас топлива, не имеется.

Согласно п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115, ответственность за эксплуатацию тепловых энергоустановок (котельных) несет руководитель организации, являющейся собственником, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки.

В соответствии с п. 2.6.3. Правил, а также 10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, контроль за ходом работ по подготовке к зиме котельных осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные лица, государственные жилищные инспекции.

В силу требований ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.03.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на органы местного самоуправления поселений.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера» от 21.12.1994 № 69-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают в себя продовольствие, топливо и другие материальные ресурсы.

Таким образом, необеспечение запаса топлива в котельной «Ромашка» может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанная ситуация нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания, может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий.

В силу ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено: под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Теплоснабжение относится к социальным факторам среды обитания человека, отсутствие которого, с учетом климатических условий Тегульдетского района Томской области, создает угрозу его жизни и здоровью.

Бездействие администрации муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение» является незаконным, поскольку эксплуатация котельной «Ромашка» без создания запаса топлива ставит под угрозу теплоснабжение населения в случае аварийной ситуации, чем нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в с. Тегульдет, на безопасность их жизни и здоровья.

На основании изложенного исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области просит:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского сельского поселения по непринятию мер к созданию запаса твердого топлива на котельной «Ромашка», расположенной по ул. Гнездилова, 2а, с. Тегульдет.

2. Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения создать на котельной «Ромашка» запас твердого топлива не менее 1540 тонн угля в срок до 01.11.2011 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсов Д.Л. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель Администрации Тегульдетского сельского поселения Иванов В.А. требования исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области не признал, указав, что бездействия со стороны Администрации Тегульдетского сельского поселения в указанной сфере нет, Администрацией Тегульдетского сельского поселения предпринимаются меры по созданию запаса топлива, в настоящее время на котельной «Ромашка» создан запас топлива в количестве около 200 тонн, котельная непосредственно эксплуатируется не Администрацией Тегульдетского сельского поселения, Администрация Тегульдетского сельского поселения не имеет финансовых возможностей для закупки топлива в необходимом количестве, не наделена правом ведения хозяйственной деятельности, вправе лишь ставить вопрос о расторжении договора аренды котельной и передаче ее другому арендатору, создания для этих целей муниципального предприятия, однако, для этого нет финансовых возможностей.

В обоснование своих доводов представителем Администрации Тегульдетского сельского поселения представлены письма исполняющего обязанности Главы Администрации Тегульдетского сельского поселения в адрес генерального директора ООО Управляющая компания «Северо-Восточный комплекс», исполнительного директора ООО «КомСервис Тегульдет» с предложениями и требованиями создать на котельной «Ромашка» запас топлива в размере 70 % потребности отопительного периода, докладная записка исполнительного директора ООО «КомСервис Тегульдет» о наличии сложной финансовой ситуации, письмо исполняющего обязанности Главы Администрации Тегульдетского сельского поселения на имя Главы Администрации Тегульдетского района с просьбой оказать помощь в данном вопросе, письмо Главы Администрации Тегульдетского района на имя Губернатора Томской области с просьбой выделить денежные средства для выкупа котельной у ООО «КомСервис Тегульдет» и выделить денежные средства на приобретение теплообменника, письмо исполнительного директора ООО «КомСервис Тегульдет» о количестве расходуемого котельной «Ромашка» топлива раздельно по месяцам.

Заслушав заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсова Д.Л., представителя Администрации Тегульдетского сельского поселения Иванова В.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области обратился в суд с заявлением в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 2 Устава Тегульдетского сельского поселения Администрация Тегульдетского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления «Тегульдетское сельское поселение», является исполнительно-распорядительным органом муниципального образовании.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 4 Устава Тегульдетского сельского поселения данный вопрос отнесен к вопросам местного значения Тегульдетского сельского поселения.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 28 указанного Устава полномочие по организации в границах Тегульдетского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом осуществляется Администрацией Тегульдетского сельского поселения.

Таким образом, в заявлении исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области верно определено заинтересованное лицо.

Оценивая доводы сторон по существу заявления, суд констатирует, что в собственности МО «Тегульдетское сельское поселение» находится котельная «Ромашка», расположенная по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с.Тегульдет, ул. Гнездилова, 2 а, которая использует топливо - уголь. Данная котельная передана в аренду ООО «КомСервис Тегульдет». Указанная котельная обеспечивает тепловой энергией часть населения с.Тегульдет. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными документами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные обстоятельства установленными.

Как следует из справок Администрации Тегульдетского сельского поселения для котельной «Ромашка» на отопительный сезон 2011-2012 г.г. требуется 2200 тонн угля, на 22.09.2011 г. в котельной имеется запас топлива - угля, - в количестве 238 тонн.

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными документами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные обстоятельства установленными.

Оценивая доводы сторон о соответствии (несоответствии) имеющегося запаса топлива установленным нормативными правовыми актами требованиям, суд не применяет Инструкцию по оценке готовности муниципальных образований, предприятий и организаций, обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы, к работе в осеннее-зимний период, утвержденную Министром энергетики РФ 28.08.2001 г., предусматривающую создание запасов топлива на 45 дней, как недействующую, поскольку Письмом Министерства юстиции РФ от 06.03.2002 N 07/2162-ЮД отказано в регистрации данного нормативного правового акта.

Суд констатирует также, что имеющийся запас топлива не превышает количества топлива в 550 тонн, требующегося для отопления в январе согласно письму исполнительного директора ООО «КомСервис Тегульдет» о количестве расходуемого котельной «Ромашка» топлива раздельно по месяцам.

Таким образом, 45-дневный запас топлива, исходя из потребности самого холодного месяца, отсутствует.

Суд руководствуется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.

В соответствии с п. 2.6.10 данных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:

… обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.

В соответствии с п. 2.6.13 данных Правил в летний период должен быть произведен завоз твердого топлива в расчете 70 % потребности в отопительном сезоне.

Исходя из потребности указанной котельной в 2200 тонн угля на отопительный сезон, семидесятипроцентный запас топлива должен составлять не менее 1540 тонн.

При таких обстоятельствах суд констатирует, что Администрацией Тегульдетского сельского поселения не исполнена возложенная на нее п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 5 п. 1 ст. 28 Устава Тегульдетского сельского поселения обязанность по организации в границах Тегульдетского сельского поселения теплоснабжения населения.

Оценивая доводы сторон, суд руководствуется определением «бездействия», данным в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

С учетом изложенного суд констатирует бездействие Администрации Тегульдетского сельского поселения в сфере организации в границах Тегульдетского сельского поселения теплоснабжения населения.

Довод представителя Администрации Тегульдетского сельского поселения о том, что в указанной сфере ведется работа, является несостоятельным, поскольку основан на неверном определении понятия «бездействие» как полного отсутствия действий, что не основано на законе.

Как указано выше, бездействие есть неисполнение обязанности. Следовательно, совершение определенных действий, результатом которых не является исполнение возложенной обязанности, не исключает наличия бездействия. Закон также не придает данному термину негативной, критической окраски, поскольку бездействие может носить как незаконный, так и законный характер.

Таким образом, поскольку, несмотря на проведение определенной работы, Администрацией Тегульдетского сельского поселения не обеспечен необходимый запас топлива на котельной «Ромашка», имеет место бездействие Администрации Тегульдетского сельского поселения в данной сфере.

Оценивая законность установленного бездействия Администрации Тегульдетского сельского поселения в сфере организации в границах Тегульдетского сельского поселения теплоснабжения, суд исходит из следующего:

в соответствии с требованиями ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Достоверные доказательства, подтверждающие законность оспариваемого бездействия, суду не представлены. С учетом изложенного суд признает недоказанной законность оспариваемого бездействия.

Закон не допускает бездействия в указанной сфере.

Бездействие Администрации Тегульдетского сельского поселения может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Указанное бездействие нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», создает непосредственную угрозу нарушения прав граждан на жизнь, жилище, установленных ст.ст.20, 40 Конституции Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Теплоснабжение относится к факторам среды обитания человека, отсутствие которого, с учетом климатических условий Тегульдетского района Томской области, создает угрозу его жизни и здоровью.

Проанализировав вышеуказанные нормы права и материалы дела, суд считает, что заявление исполняющего обязанности прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч.3 ст.258 ГПК РФ решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, необходимости завоза значительного объема топлива, требующего соответствующего количества транспорта и времени, суд полагает, что для устранения нарушения потребуется срок продолжительностью не менее одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Суд считает невозможным предоставить более длительный срок, поскольку это может существенно увеличить риск создания аварийной ситуации.

В соответствии с пп. «г» п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде, в виде текстов судебных актов, размещаемых с учетом требований, предусмотренных статьей 15 данного Федерального закона.

Ч.1 ст.15 указанного Федерального закона предусматривает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети "Интернет" после их принятия.

Настоящий судебный акт не относится к категориям судебных актов, установленным ч.5 ст.15 данного Федерального закона, не подлежащим размещению в сети «Интернет».

Таким образом, применительно к настоящему решению указанным Федеральным законом уже определен способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Данный порядок, как установленный законом, не может быть произвольно изменен судом.

С учетом изложенного суд не определяет в настоящем решении способ размещения информации о принятом решении.

Руководствуясь ст. 194-199, 249, 252, 257, 258 ГПК РФ,

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского сельского поселения в сфере организации в границах Тегульдетского сельского поселения теплоснабжения населения.

Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан и организовать в границах Тегульдетского сельского поселения теплоснабжение населения с созданием на котельной «Ромашка», расположенной по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с.Тегульдет, ул. Гнездилова, 2 а, запаса твердого топлива - угля, - в количестве не менее 1540 тонн.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд с подачей кассационной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                  подпись                                            А.А. Родиков

Верно

Судья Тегульдетского районного суда Томской области                                   А.А. Родиков