Решение по делу № 2-289/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2011 г.                                                                                                             с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., с участием исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсова Д.Л., представителя Администрации Тегульдетского района Дахно Н.С., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебномзаседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Тегульдетского района по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тегульдетского района,

у с т а н о в и л :

Исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Тегульдетского района по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тегульдетского района.

В обоснование заявленных требований исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области указывает следующее:

прокуратурой Тегульдетского района проведена проверка соблюдения прав граждан на получение дошкольного образования.

Установлено, что на территории района функции дошкольных образовательных учреждений выполняет муниципальное образовательное учреждение - МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка», который посещают 114 детей. Других учреждений дошкольного образования на территории Тегульдетского района не имеется.

Вместе с тем, по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области в настоящее время на территории Тегульдетского района проживает 622 ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет. Очередь детей указанного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на 01.04.2011 года составляет 148 детей. Отказы в предоставлении путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения связаны с отсутствием свободных мест в имеющихся учреждениях.

Таким образом, более половины детского населения Тегульдетского района - 474 ребенка, - лишены возможности получения дошкольного образования, соответственно полноценного и всестороннего развития.

Причиной нарушения прав детей на получение такого образования является ненадлежащее исполнение Администрацией Тегульдетского района обязанностей, возложенных п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18, ст.31, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», пп.10 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Тегульдетский район».

Предусмотренные данными нормами меры к получению доступного дошкольного образования детьми в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающими на территории Тегульдетского района, не принимаются.

Бездействие Администрации Тегульдетского района по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц на получение дошкольного образования, гарантированное государством.

На основании изложенного исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области просит:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского района Томской области по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тегульдетского района.

2. Обязать Администрацию Тегульдетского района Томской области организовать на территории района предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 1 года до 7 лет.

2. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Тегульдетского района разумный срок для совершения указанных действий, но не более 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсов Д.Л. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель Администрации Тегульдетского района Дахно Н.С. требования исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области не признала, указав, что бездействия со стороны Администрации Тегульдетского района в указанной сфере нет, Администрацией Тегульдетского района ведется активная работа, однако, не хватает денежных средств, так как район является дотационным.

Из отзыва Администрации Тегульдетского района следует, что в Тегульдетском районе до 1992 года действовало 9 детских садов, из них только 2 были бюджетные, остальные - ведомственные. После известных событий в 90-х годах предприятия стали банкротами, и ведомственные детсады в связи с этим были закрыты. Один детский сад, находившийся на балансе Тегульдетского сельского Совета, из-за ветхости был закрыт, остался один детский комбинат «Ромашка» в Тегульдете.

Вплоть до 2005 года в здании детского комбината «Ромашка» размещался отдел районного образования, так как очереди на обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях не было.

С 2005 года ведется целенаправленная работа районной Администрации по обеспечению местами в дошкольных учреждениях:

1.Выселение из детского комбината «Ромашка» отдела образования позволило дополнительно открыть одну группу детей.

2.По инициативе районной Администрации в 2009 году на условиях софинансирования с областным бюджетом произведена реконструкция здания Тегульдетской основной школы, и открыто дополнительно 50 мест.

3.В шести школах района открыты группы кратковременного пребывания детей в возрасте 5,5-7 лет, которые посещают 96 детей.

4.В Тегульдете в Доме детского творчества открыто 2 группы, которые посещает 22 человека. Содержание этих групп финансируется из районного бюджета.

По экспертным оценкам и сложившейся в строительстве практике одно место в детском саду за счет капитального строительства стоит около 950 тысяч рублей. Чтобы обеспечить всех нуждающихся, состоящих на очереди в Тегульдете, необходимо около 160 млн.рублей.

Возвратить непрофильные здания бывших детских садов не представляется возможным из-за их несоответствия санитарным нормам.

В настоящее время вопрос обеспечения детскими дошкольными учреждениями остро стоит на контроле в Администрации Тегульдетского района. Для этих целей подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию старого здания Берегаевской средней школы. Проект находится на госэкспертизе и заявлен на реконструкцию на условиях софинансирования районного из областного бюджетов на 2012 год. Цена проекта - 38 миллионов рублей.

Тегульдетский район глубоко дотационный. 7 миллионов рублей собственных доходов, получаемых в районе, ни сегодня, ни завтра, ни в необозримом будущем без средств областного, федерального бюджетов не позволят решить проблему обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях.

Заслушав исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсова Д.Л., представителя Администрации Тегульдетского района Дахно Н.С., допросив свидетеля Квашневу Е.В., описавшую состояние дел в данной сфере, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, исполняющий обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области обратился в суд с заявлением в пределах своих полномочий.

Согласно статьям 22, 35 Устава муниципального образования «Тегульдетский район» Администрация Тегульдетского района входит в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образовании.

В соответствии с п.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования

Согласно п.3 ст.18 указанного Закона Российской Федерации для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п.5 указанной статьи органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.8 Устава муниципального образования «Тегульдетский район» данный вопрос отнесен к вопросам местного значения Тегульдетского района.

Согласно пп.23 п.1 ст.35 указанного Устава полномочие по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района осуществляется Администрацией Тегульдетского района.

Таким образом, в заявлении исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области верно определено заинтересованное лицо.

Оценивая доводы сторон по существу заявления, суд констатирует, что на территории Тегульдетского района дошкольное образование не является общедоступным, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Так, как следует из ответа руководителя Тегульдетского отдела статистики территориального органа Федеральной службы статистики по Томской области в Тегульдетском районе зарегистрировано 710 детей в возрасте до 7 лет.

Как следует из ответа МУ «Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района», дошкольное образование в Тегульдетском районе получает 258 детей, из них 114 в МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка», помимо детского сада «Ромашка» в общеобразовательных учреждениях открыты дошкольные группы для детей в возрасте от 5 лет до поступления в школу. Отказано в предоставлении путевок 147 детям, из них 62 (в возрасте до 2 лет) - по причине отсутствия в районе учреждений, реализующих дошкольные программы для детей младше 2 лет, 85 (в возрасте от 2 до 5 лет) - в связи с отсутствием мест в группах сокращенного дня. На очереди в дошкольное учреждение находятся 147 человек.

Данные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник МУ «Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района» Квашнева Е.В.

Не оспариваются данные обстоятельства и представителем Администрации Тегульдетского района.

Факт наличия очереди в дошкольные учреждения подтверждается также представленными МУ «Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района» списками детей, стоящих в данной очереди.

Таким образом, из 710 зарегистрированных на территории Тегульдетского района детей в возрасте до 7 лет фактически отказано в предоставлении дошкольного образования 147 детям.

При этом проживающие на территории района дети в возрасте до 2 лет полностью лишены возможности получения дошкольного образования по причине отсутствия в районе учреждений, реализующих дошкольные программы для детей такого возраста.

Доказательств осуществления Администрацией Тегульдетского района в порядке п.5 ст.18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организации и координации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому суду не представлено. В соответствии с ч.1 ст.249, ч.2 ст.195 ГПК РФ суд признает данный факт недоказанным.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что на территории Тегульдетского района дошкольное образование не является общедоступным, суд констатирует, что Администрацией Тегульдетского района не исполнена возложенная на нее п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп.23 п.1 ст.35 Устава муниципального образования «Тегульдетский район» обязанность организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Оценивая доводы сторон суд руководствуется определением «бездействия», данным в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

С учетом изложенного суд констатирует бездействие Администрации Тегульдетского района в сфере организации на территории Тегульдетского района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Довод представителя Администрации Тегульдетского района о том, что в указанной сфере ведется активная работа, следовательно термин «бездействие» некорректен, является несостоятельным, поскольку основан на неверном определении понятия «бездействие» как полного отсутствия действий, придании данному термину негативной, критической окраски, что не основано на законе.

Как указано выше, бездействие есть неисполнение обязанности. Следовательно, совершение определенных действий, результатом которых не является исполнение возложенной обязанности, не исключает наличия бездействия. Закон также не придает данному термину негативной, критической окраски, поскольку бездействие может носить как незаконный, так и законный характер.

Таким образом, поскольку, несмотря на проведение определенной работы, Администрацией Тегульдетского района не обеспечено предоставление на территории района общедоступного бесплатного дошкольного образования всем желающим, имеет место бездействие Администрации Тегульдетского района в данной сфере.

Довод о нехватке денежных средств также является несостоятельным, поскольку не влияет на квалификацию бездействия. Отсутствие денежных средств, само по себе, не освобождает Администрацию МО «Тегульдетское сельское поселение» от выполнения возложенной законом обязанности. Кроме того, доказательств недостаточности денежных средств для выполнения указанной обязанности суду не представлено. В соответствии с ч.1 ст.249, ч.2 ст.195 ГПК РФ суд признает данный факт недоказанным.

Оценивая законность установленного бездействия Администрации Тегульдетского района в сфере организации на территории Тегульдетского района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования суд исходит из следующего:

в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В рассматриваемом случае в удовлетворении заявления не может быть отказано, поскольку закон не допускает бездействия в указанной сфере, бездействие Администрации Тегульдетского района влечет отказ в предоставлении детям путевок в дошкольные образовательные учреждения, то есть отказ в доступе к дошкольному образованию, чем нарушает установленное ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации право граждан на общедоступность дошкольного образования.

Так, согласно ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Данные правовые нормы подлежат применению в рассматриваемом случае.

Так, как следует из ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Как следует из ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Названное конституционное право граждан на общедоступность дошкольного образования федеральным законом не ограничено.

Действующим законодательством не предусмотрено оснований для освобождения органов местного самоуправления от исполнения обязанности по организации предоставления общедоступного дошкольного образования.

Следовательно, законные основания для бездействия отсутствуют.

С учетом изложенного указанное бездействие, как нарушающее конституционное право граждан на общедоступность дошкольного образования, не может носить законного характера. Суд констатирует, что данное бездействие является незаконным.

Проанализировав вышеуказанные нормы права и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч.3 ст.258 ГПК РФ решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, необходимости соблюдения при устранении допущенного нарушения прав граждан бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, суд признает предложенный исполняющим обязанности прокурора шестимесячный срок устранения нарушений явно недостаточным и считает, что для устранения допущенных нарушений потребуется срок продолжительностью не менее одного года.

В соответствии с пп. «г» п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262 - ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде, в виде текстов судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных 15 данного Федерального закона.

Ч.1 ст.15 указанного Федерального закона предусматривает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети "Интернет" после их принятия.

Настоящий судебный акт не относится к категориям судебных актов, установленным ч.5 ст.15 данного Федерального закона, не подлежащих размещению в сети «Интернет».

Таким образом, применительно к настоящему решению указанным Федеральным законом уже определен способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Данный порядок, как установленный законом, не может быть произвольно изменен судом.

С учетом изложенного суд не определяет в настоящем решении способ размещения информации о принятом решении.

Руководствуясь ст. 194-199, 249, 250, 257, 252 ГПК РФ,

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского района в сфере организации на территории Тегульдетского района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Обязать Администрацию Тегульдетского района в течении 1 года с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан и организовать на территории Тегульдетского района предоставление общедоступного дошкольного образования.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд с подачей кассационной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                  подпись                                            А.А. Родиков

Верно

Судья Тегульдетского районного суда Томской области                                   А.А. Родиков