Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 ноября 2011 г. с. Тегульдет Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., с участием истца Кравченко О.В., представителя ответчика Коробковой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко О.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, учебы, нахождения на курсах повышения квалификации, командировок и обязанности досрочно назначить трудовую пенсию по старости, у с т а н о в и л: Кравченко О.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, учебы, нахождения на курсах повышения квалификации, командировок и обязанности досрочно назначить трудовую пенсию по старости. Кравченко О.В. указывает, что /..../ обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением начальника Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области /..../ от /..../ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности было отказано ввиду недостаточности специального стажа. В специальный стаж включены периоды работы продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней, отказано во включении в специальный стаж спорных периодов учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../, службы в Советской Армии с /..../ по /..../, учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../, нахождения на курсах повышения квалификации с /..../ по /..../, командировок с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../. Истец не согласен с данным решением по следующим основаниям: в спорные моменты службы в Советской Армии и обучения в педагогическом учебном заведении, которому непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Период службы в Советской Армии относится к периодам до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования. Разъяснение, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70, не может применяться, поскольку противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает зачет в специальный трудовой стаж периода службы по контракту и призыву при нормальных условиях. Курсы повышения квалификации и командировки для педагогических работников являются их обязанностью, за эти периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, уплачиваются страховые взносы в ПФР. Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В период командировки истец продолжал выполнять свои должностные обязанности, проводил воспитательную работу, отвечал за жизнь и здоровье детей. В первоначальном исковом заявлении истец просил возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить ему в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, обязать досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с /..../ Впоследствии исковые требования изменены и дополнены истцом. Истец просит обязать Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды: с /..../ по /..../ (служба в составе Вооруженных Сил СССР); с /..../ по /..../, с /..../ по /..../ (учеба в /..../ педагогическом училище); с /..../ по /..../ (курсы повышения квалификации); с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../ (командировки). В судебном заседании истец Кравченко О.В. исковые требования поддержал. Представитель ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области Коробкова Т.М. иск не признала, в судебном заседании пояснила, что первая часть периода учебы истца в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../ не может быть включена в специальный стаж, так как не отвечает условию, предусмотренному пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно которому время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данному периоду педагогическая деятельность не предшествовала. Вторая часть периода учебы истца в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../ отвечает данному условию, ей непосредственно предшествовала и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность. Однако, данный период и период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР не отвечают условию, предусмотренному пунктом 4 указанного Положения, согласно которому не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По состоянию на 01.10.1993 г. и на 01.01.2002 г., когда утратили силу ранее действовавшие нормативные правовые акты - Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 и Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", истцом не было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и периоды командировок не могут быть включены в специальный стаж, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 не предусматривают возможности такого зачета. По мнению представителя ответчика на момент обращения за пенсией у истца отсутствовал требуемый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжительностью 25 лет. Данный специальный трудовой стаж необходимо считать равным /..../ годам /..../ месяцам /..../ дням. Заслушав истца Кравченко О.В., представителя ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области Коробкову Т.М., допросив свидетелей К., В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующие на момент обращения за назначением пенсии. /..../ истец обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от /..../ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с предоставлением в установленный срок необходимых документов, что подтверждается копией заявления истца о назначении пенсии с отметкой о его принятии /..../, копиями прилагаемых к нему документов, копией решения начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../, имеющимися в материалах пенсионного дела, и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным. Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /..../ /..../ истцу было отказано во включении в специальный стаж спорных периодов, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого специального стажа, что подтверждается копиями указанных документов. Данным решением констатировано наличие у заявителя специального трудового стажа в связи с педагогической деятельностью в размере /..../ лет /..../ месяцев /..../ дней. При этом в специальный стаж зачтены следующие периоды работы: с /..../ по/..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../ Обоснованность включения в специальный стаж периодов общей продолжительностью /..../ года /..../ месяца /..../ дней (без спорных периодов) и правильность их исчисления сторонами не оспаривается. Факт осуществления истцом в указанные периоды педагогической деятельности в учреждениях для детей в сельской местности на территории района, приравненного к районам Крайнего Севера, в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, подтверждается трудовым договором, копией трудовой книжки истца, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, справками муниципального учреждения «/..../», муниципального общеобразовательного учреждения «/..../», /..../, материалами пенсионного дела Кравченко О.В., копией протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /..../ /..../, копией решения начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../. Следовательно, указанным решением данные периоды обоснованно зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Истец Кравченко О.В. в период с /..../ по /..../ обучался в /..../ педагогическом училище, с /..../ по /..../ проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, с /..../ по/..../ осуществлял педагогическую деятельность, с /..../ по /..../ вновь обучался в /..../ педагогическом училище, с /..../ по /..../ и в указанные выше зачтенные в специальный стаж периоды осуществлял педагогическую деятельность, с /..../ по /..../ находился на курсах повышения квалификации, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../ находился в служебных командировках. Данные факты подтверждаются указанными выше доказательствами, копией диплома /..../ педагогического училища /..../ /..../ от /..../, справками филиала областного государственного бюджетного образовательного учреждения «/..../» в /..../, копией военного билета /..../ на имя Кравченко О.В., копией удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, копиями приказов муниципального общеобразовательного учреждения «/..../» от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, и не оспариваются сторонами. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные факты установленным. Указанные выше Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, как и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, не предусматривают включение в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, времени обучения в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, но и не содержат соответствующего запрета. Однако, в спорный период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР действовало иное законодательство, которое прямо предусматривало включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССРв специальный стаж, и подлежит применению при разрешении настоящего дела. Так, в указанный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Подпунктом «а» пункта 1 данного нормативного правового акта постановлено назначать пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В соответствии с действовавшим в указанный период времени абзацем 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Истец признает, что периоду учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../ педагогическая деятельность не предшествовала. Следовательно, данный период не отвечает требованиям, установленным абзацем 5 пункта 2 указанного Положения, в удовлетворении иска в данной части должно быть отказано. Истец утверждает, что периоду учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../ непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, просит включить его в специальный стаж на основании указанного Положения. Представителем ответчика данный факт признан, признано соответствие второго периода учебы истца требованиям, установленным абзацем 5 пункта 2 указанного Положения. В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ суд считает данные факты установленными. В соответствии с действовавшим в указанный период времени подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР. В соответствии с пунктом 4 указанного Положения условием зачета в специальный стаж периодов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 Положения, является выполнение в течении не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При требуемом стаже в 25 лет 2/3 такого стажа составляют 16 лет 8 месяцев. На момент обращения за назначением пенсии более 16 лет 8 месяцев, то есть более 2/3 требуемого стажа, приходятся на работу истца в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, что не оспаривается сторонами. Довод представителя ответчика о том, что истец должен выработать указанные 2/3 стажа не на момент обращения за пенсией, а на 01.10.1993 г., когда прекратило действие Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, или на 01.01.2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является несостоятельным и основан на неверном толковании норм указанного Положения и Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Так, в соответствии с пунктом 6 указанного Постановления лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от последнего места работы. Исходя из системного толкования указанных правовых норм, 2/3 стажа следует исчислять на момент обращения истца за назначением пенсии, что соответствует смыслу пункта 4 указанного Положения, характеру данной правовой нормы и ее месту в системе правового регулирования, поскольку пункт 4 указанного Положения не может быть применен до обращения за назначением пенсии. Следовательно, на момент обращения истца за назначением пенсии было соблюдено условие, установленное пунктом 4 указанного Положения. Данный подход к оценке пенсионных прав и порядка применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, нашел свое отражение в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7, от 28.01.2011 г. № 44-В10-11. Поскольку указанное Постановление Совета Министров СССР действовало в спорные периоды учебы истца и прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР, истец приобрел право на включение указанных спорных периодов в специальный стаж и не может быть лишен данного права. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежат применению правовые нормы подпункта «г» пункта 1 и абзаца 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР и период его учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../ относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения права на пенсию. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О. С учетом изложенного период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с /..../ года по /..../ года и период учебы его в /..../ педагогическом училище с /..../ года по /..../ года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд исходит из характера спорного периода, особенностей правового регулирования возникших правоотношений. Так, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 указанных Правил при переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Для отдельных категорий работников, каковыми являются и педагогические работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В соответствии с исследованным трудовым договором работник обязан в течение срока действия договора повышать свою квалификацию в форме курсов. Как указано выше, истец обучался на курсах повышения квалификации по волеизъявлению работодателя, оформленному приказом. В указанный период работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Данный подход к оценке пенсионных прав нашел свое отражение в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периодов командировок истца, суд исходит из легального определения понятия «служебная командировка», характера спорных периодов, особенностей правового регулирования возникших правоотношений. Так легальное определения понятия «служебная командировка» закреплено в статье 166 ТК РФ, в соответствии с которой служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, служебная командировка предполагает выполнение работником именно своих, но не иных трудовых обязанностей вне места постоянной работы, нахождение работника в командировке не предполагает прекращения им работы по занимаемой должности, изменение характера работы. В соответствии с должностной инструкцией учителя муниципального общеобразовательного учреждения «/..../» учитель выполняет в числе прочих следующие должностные обязанности: планирует и организует учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися, формирование и участие сборных команд школы (индивидуальных участников) в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях, смотрах и т.п. разных уровней, что соответствует целям командировок, указанным в приказах муниципального общеобразовательного учреждения «/..../» от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, и данным приказов муниципального общеобразовательного учреждения «/..../» от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../, от /..../ /..../ о направлении обучающихся на соревнования. С учетом изложенного, нахождение истца в командировках, само по себе, не доказывает, что истец в периоды командировок выполнял работу, не соответствующую занимаемой должности и не связанную с осуществлением педагогической деятельности. Доказательств отстранения истца от выполняемой работы, перевода его на другую работу, не дающую право на назначение льготной пенсии, на срок более одного месяца в течение календарного года, доказательств выполнения им работы на условиях совмещения, совместительства, в режиме неполной рабочей недели, неполного рабочего дня суду не представлено. В соответствии с требованиями ч.2 ст.195 ГПК РФ суд признает данные факты недоказанными. В периоды нахождения истца в командировках работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица. Следовательно, данные периоды отвечают требованиям, предусмотренным указанным выше пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 указанных Правил, при переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Таким образом, периоды командировок подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В данной части иск подлежит удовлетворению. Муниципальным общеобразовательным учреждением «/..../» выдано две взаимопротиворечащих справки, уточняющих занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Справка /..../ от /..../ содержит вывод о том, что спорные периоды не подлежат включению в трудовой стаж. Представленная в судебном заседании справка такого вывода не содержит. Так как судом достоверно установлено, что указанные выше спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, суд признает недостоверными представленные доказательства, в том числе справку муниципального общеобразовательного учреждения «/..../» /..../ от /..../, в части содержащихся в них выводов и указаний, согласно которым спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данные выводы опровергнуты судом. В остальной части исследованные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела. С учетом указанных спорных периодов на момент обращения истца за трудовой пенсией /..../ он имел специальный стаж, превышающий установленную законом продолжительность в 25 лет. Следовательно, на указанный момент истец имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку судом установлено, что имеющийся у истца специальный стаж работы на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости был достаточным для ее назначения, суд считает, что иск Кравченко О.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области в части досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Иск Кравченко О.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, учебы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировок и обязанности досрочно назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить частично. Отказать в удовлетворении иска Кравченко О.В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области в части возложения обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../. Возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить Кравченко О.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с /..../ по /..../, учебы в /..../ педагогическом училище с /..../ по /..../, нахождения на курсах повышения квалификации с /..../ по /..../, командировок с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../, с /..../ по /..../. Обязать Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области досрочно назначить Кравченко О.В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за трудовой пенсией /..../. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий подпись А.А. Родиков Верно Судья Тегульдетского районного суда Томской области А.А.Родиков