Решение по иску Сараевой В.И. к ОАО `Агрофирма `Кавказ`, территорильному управлению федерального агенства по управлению имуществом о внесении изменений в списки собственников земельных паев, восстановлении срока для принятия наследства.



    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года                                                                     ст. Тбилисская

          Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

          председательствующего Недюжина Н.В.,

          при секретаре Муренец Е.В.,

с участием

          истицы Сараевой В.И.,

          представителя ответчика открытого акционерного общества «Агрофирма «Кавказ» Коптевой Т.Н., согласно доверенности от 12.01.2011 года,

          третьего лица представителя администрации муниципального образования Тбилисский район Бочановой Т.А., согласно доверенности от 21.06.2011 года,

          третьего лица Скляровой В.В., ее представителя Мясищевой Л.В., согласно доверенности от 13.07.2011 года,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сараевой Веры Ивановны к открытому акционерному обществу «Агрофирма «Кавказ» и территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края о внесении изменений в списки собственников земельных паев и продлении срока для вступления в наследство,

У С Т А Н О В И Л:

          Склярова В.И. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Агрофирма «Кавказ», территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края, в котором просила внести изменения в список собственников земельных паев агрофирмы «Кавказ», утвержденный Постановлением главы администрации Тбилисского района № 687 от 22 декабря 1994 года, указав под номером 2455 вместо «Скляров Иван Михайлович» - «Скляров Михаил Иванович»; восстановить срок исковой давности и продлить срок для вступления в наследство после умершего 15 июня 2005 года брата Склярова Михаила Ивановича на земельный пай площадью 2,7 га, расположенный в границах землепользования агрофирмы «Кавказ».

          Свои требования истица мотивировала тем, что 08 января 1974 года ее брат Скляров М.И. был принят в члены колхоза «Кавказ» Тбилисского района и проработал в указанном хозяйстве до 29 июля 1987 года. Указанное обстоятельство подтверждено трудовой книжкой колхозника № 83\2 от 08 января 1974 года. 15 июня 2005 года ее брат умер. В 1990 годы в агрофирме «Кавказ» была организована работа по составлению списков собственников земельных долей и имущественных паев за период с 1970 по 1990 годы. Указанное обстоятельство подтверждается списком собственников агрофирмы «Кавказ», постановлением главы Администрации Тбилисского района Краснодарского края от 22 декабря 1994 года № 687 «Об утверждении решения Совета агрофирмы «Кавказ» Тбилисской сельской администрации, списка собственников земельных паев и выдавая им свидетельства на право собственности на землю». Однако, как оказалось, в списках собственников земельных долей и имущественных паев агрофирмы «Кавказ», утвержденных Постановлением от 22 декабря 1994 года № 687 «Об утверждении решения Совета агрофирмы «Кавказ» Тбилисской сельской администрации, списка собственников земельных паев и выдавая им свидетельства на право собственности на землю», ответственным за составление списка должностным лицом, вместо ее брата был внесен сын – Скляров Иван Михайлович (поскольку проходил практику в указанном хозяйстве вместе с отцом). Ее брат, как и другие собственники паев, регулярно, до момента смерти, получал натуроплату на земельный пай. Администрация агрофирмы «Кавказ» не возражает против внесения изменений в списки собственников земельных долей. Полагает, что при обращении в суд с указанным иском ею не пропущен срок исковой давности, поскольку о том, что ее брат не включен в списки собственников земельных паев она узнала только в июле 2009 года, при обращении в агрофирму «Кавказ».

          В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

         Представитель ответчика исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, в виду необоснованности, указав, что согласно решения совета агрофирмы «Кавказ» от 08 декабря 1994 года, в списки собственников земельных паев были включены работающие и пенсионеры ОАО «Агрофирма «Кавказ», а также работники социальной сферы, по состоянию на 01 января 1992 года. Скляров Михаил Иванович, 1952 года работал в колхозе «Кавказ» с 08 января 1977 года по 29 июля 1987 года. То есть на момент включения в списки собственников земельных паев, по состоянию на 01 января 1992 года, Скляров М.И. ни работающим ни пенсионером ОАО «Агрофирма «Кавказ» не являлся. По состоянию на 1992 года, в агрофирме «Кавказ» проходил производственную практику сын Склярова М.И. - Скляров Иван Михайлович, 1977 года рождения, по специальности тракторист машинист, имел заработок в размер 165 рублей. Следовательно, Скляров И.М. и был включен в списки собственников земельных паев.

         Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

          Третье лицо Склярова В.В. и ее представитель просили в удовлетворении иска отказать, считая его необоснованным, указав, что ее муж Скляров Михаил Иванович уволился с колхоза «Кавказ» в июле 1987 года. Земельный участок площадью 2,7 га был выделен ее суну Склярову Ивану Михайловичу, который в период выделения земельных паев проходил производственную практику в указанном хозяйстве по специальности тракторист машинист. В конце 1992 года ее сын разбился. После его смерти она вступила в наследство на указанный земельный пай, который в настоящее время уже продала ОАО «Агрофирме «Кавказ».

          Представитель третьего лица администрации муниципального образования Тбилисский район считала исковые требования Сараевой В.И. не подлежащими удовлетворению.

         Третье лицо Тбилисский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. Представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие, и вынести решение на усмотрение суда.

         Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковое заявление Сараевой В.И. не подлежащим удовлетворению.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

        Согласно п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Исходя из п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ от 27.10.1993 N 1767) в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Названный Указ предусматривал возможность передачи земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

        При этом наделение земельным паем тех или иных лиц, в соответствии с    п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» находится в компетенции коллектива хозяйства.

        Согласно справки, представленной ответчиком открытым акционерным обществом «Агрофирма «Кавказ», колхоз «Кавказ» реорганизован в акционерную агропромышленную фирму «Кавказ» (ААФЗТ «Кавказ»), на основании решения собрания уполномоченных (Протокол № 1 от 28.02.1992 года). ААФЗТ «Кавказ» реорганизована в ЗАО «Агрофирма «Кавказ» на основании решения собрания акционеров (Протокол № 1 от 26.03.2004 года). ЗАО «Агрофирма «Кавказ» перерегистрирована (изменен тип общества) в ОАО «Агрофирма «Кавказ» (Протокол № 1 от 21.06.2007 года).

          Во исполнении вышеуказанным нормативных актов, решением совета агрофирмы от 08 декабря 1994 года в список собственников земельных паев были включены работающие и пенсионеры колхоза «Кавказ» и работники социальной сферы, по состоянию на 01 января 1992 года.

         Постановлением главы администрации Тбилисского района № 687 от 22 декабря 1994 года «Об утверждении решения Совета агрофирмы «Кавказ» Тбилисской сельской администрации, списка собственников земельных паев и выдачи им свидетельства на право собственности на землю», утвержден список собственников земельных паев в количестве 3 252 человека, из них работающих и пенсионеров ААФ «Кавказ» 2 780 человек, работающих и пенсионеров социальной сферы 472 человека.

        Из материалов дела видно, что Скляров Михаил Иванович, 1952 года рождения, работал в колхозе «Кавказ» в период с 08 января 1977 года по 29 июля 1987 года. В период распределения земельных долей Скляров М.И. членом колхоза «Кавказ», либо пенсионером указанного хозяйства не являлся. К работающим или пенсионерам социальной сферы не относился.

        В период распределения земельных долей к членам агрофирмы «Кавказ» относился сын Склярова М.И. - Скляров Иван Михайлович, 1977 года рождения, который в 1992 году проходил в агрофирме производственную практику по специальности тракторист - машинист и имел заработок.

        Таким образом, суд считает, что совет агрофирмы «Кавказ» обоснованно выделил земельный пай Склярову И.М., как работающему члену организации.

         Скляров И.М. умер 14 сентября 1992 года, что подтверждено записью акта о смерти от 15 сентября 1992 года, и свидетельством о смерти серии , выданным 15 сентября 1992 года отделом ЗАГС администрации Тбилисского района Краснодарского края.

         С заявлением о принятии наследства после его смерти обратилась мать Склярова В.В., что подтверждено справкой нотариуса Тбилисского нотариального округа Гарановой С.В.

         Кроме того, суд не может согласиться с доводами истицы о восстановлении ей срока для принятия наследства после смерти брата Склярова М.И., поскольку о том, что ее брат не включен в списки собственников земельных паев только в июле 2009 года.

          Скляров М.И. умер 15 июня 2005 года, что подтверждено записью акта о смерти от 17 июня 2005 года, и свидетельством смерти серии , выданным 17 июня 2005 года отделом ЗАГС Тбилисского района управления ЗАГС Краснодарского края.

        Согласно ответа нотариуса Тбилисского нотариального округа Гарановой С.В., после смерти Склярова М.И. наследственное дело не заведено.

Статьей 1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

         По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1155 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

         Основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства, по заявлению наследника, пропустившего срок, закон признает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока принятия наследства.

         Такие обстоятельства могут быть связаны с наличием препятствий для зарождения намерения наследника принять наследство, а другие - для исполнения имеющегося у наследника намерения принять наследство.

         При обстоятельствах первого рода наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства. Например, от наследника скрыли факт смерти наследодателя или он не был извещен о таком событии, а сам наследник не имел возможности установить его.

           Лицом, которое не знало и не должно было знать об открытии наследства, может быть малолетний наследник или недееспособный, которые не способны понимать юридические последствия открытия наследства и правильно оценивать бездеятельность их законных представителей либо недобросовестно относящегося к своим обязанностям опекуна. Полагаем, что в подобном же положении может оказаться наследник по завещанию, если завещание в его пользу было сокрыто, либо наследник по закону отдаленной степени родства, проживающий отдельно от наследодателя и не поддерживавший личные связи с наследодателем.

           Право наследника, пропустившего установленный срок принятия наследства, на его восстановление через суд ограничено во времени в интересах других наследников, принявших наследство, и обеспечения устойчивости гражданского оборота.

          Предусмотрено, что суд может восстановить пропущенный срок принятия наследства при условии, если наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

          Истечение срока для принятия наследства после смерти Склярова М.И. суд считает 16 декабря 2005 года, то есть по истечении 6 месяцев после его смерти. Каких –либо письменных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для обращения с заявлением о принятии наследства, суду представлено не было.

          Таким образом, оснований для восстановления истице Сараевой В.И. срока для принятия наследства после смерти Склярова М.И. судом не установлено, как не установлено и наличие после его смерти наследственного имущества.

      Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

         Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

         С учетом того, что требования истицы удовлетворению не подлежат, вопрос о взыскании судебных расходов с ответчика судом не рассматривается.

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении иска Сараевой Веры Ивановны к открытому акционерному обществу «Агрофирма «Кавказ» и территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края о внесении изменений в списки собственников земельных паев и продлении срока для вступления в наследство, отказать, в виду необоснованности заявленных требований.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

          Председательствующий                         \подпись\

Копия верна: Судья                                                           Н.В. Недюжин