Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2011 года ст. Тбилисская
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Нечаева Е.А.,
при секретаре Своеволиной М.В.,
с участием:
представителя истца пом. прокурора Тбилисского района Битюцкого С.В.,
представителя ответчика – заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Наше счастье» ФИО9.,
Третьих лиц:
представителя администрации муниципального образования Тбилисский район действующего по доверенности ФИО10.,
представителя управления образованием администрации муниципального образования Тбилисский район ФИО11.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад 12 «Наше счастье» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта образовательного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Наше счастье», в котором просил признать незаконными бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Наше счастье», выразившееся в непринятии должных мер призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, а так же просил обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье» устранить в полном объёме допущенные нарушения Законодательства, путём заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией имеющей лицензию.
Свои требования истец мотивировал тем, что при проведении прокурорской проверки образовательных учреждений Тбилисского района в мае 2011 года выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании и о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье». Так в ходе проверки установлено, что детский сад № 12 «Наше счастье» договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг не заключен. Охрана образовательного учреждения и обеспечение пропускного режима на нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации. Отсутствие в МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» охраны, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Наше счастье» иск не признала и пояснила, что действительно в детском саду отсутствует охрана, имеющая профессиональную подготовку и лицензию на осуществление охранной деятельности. Вместе с тем, она иск прокурора не признает, так как данная ситуация сложилась вследствие отсутствия надлежащего финансирования из бюджета администрации муниципального образования Тбилисский район. Ею было направлено письмо с заявкой на выделение денежных средств на указанные цели. В настоящее время охрана жизни и здоровья детей осуществляется собственными силами работниками садика. В ночное время охрану имущества садика осуществляют сторожа. Считает, что требование прокурора Тбилисского района о признании ее бездействия в части непринятии должных мер, призванных осуществлять физическую защиту объекта образовательного учреждения являются необоснованными, так как она приняла все возможные меры, направленные на обеспечение физической защиты вверенного ей объекта образовательного учреждения, в пределах своих полномочий и выделяемого детскому саду финансирования.
Третьи лица представитель администрации муниципального образования Тбилисский район и представитель управления образованием администрации муниципального образования Тбилисский район считали, что требование прокурора Тбилисского района о признании бездействия в части непринятии должных мер, призванных осуществлять физическую защиту объекта образовательного учреждения являются необоснованными, так как заведующая МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» приняла все возможные меры, направленные на обеспечение физической защиты вверенного ей объекта образовательного учреждения, в пределах своих полномочий и выделяемого детскому саду финансирования.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Тбилисского района полежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В ходе проведенной прокурорской проверки образовательных учреждений Тбилисского района в мае 2011 года было установлено, что в МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг, не заключен. Охрана образовательного учреждения и обеспечение пропускного режима на нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации.
Среди основных прав человека, которые согласно статье 17 Конституции Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания статьи 2 Конституции РФ, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» - противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму;приоритете мер предупреждения терроризма.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период процесса обучения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частью 2 статьи 3 выше указанного Закона определены виды охранных услуг, к которым отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», оказание охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
При этом ч. 3 ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
В судебном заседании с достоверностью было установлено, что охрана организациями и лицами прошедшими профессиональную подготовкуи имеющими лицензию на осуществление охранной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 12 «Наше счастье» не осуществляется.
По убеждению суда, отсутствие в МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» охраны, прошедшей профессиональную подготовку и имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности, существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта детского дошкольного образования, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения. Вследствие того, что количество и персональный состав воспитанников образовательного учреждения постоянно меняется отсутствие охраны, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В ходе судебного заседания, заведующая МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» пояснила, что иск прокурора не признает, так как отсутствует ее вина в сложившейся ситуации. Допущенные нарушения Законодательства стали возможными вследствие отсутствия надлежащего финансирования из бюджета администрации муниципального образования Тбилисский район. Ею было направлено письмо с заявкой на выделение денежных средств на указанные цели. В пределах своих полномочий она предприняла все возможные меры по обеспечение физической защиты вверенного ей объекта образовательного учреждения.
Указанные доводы представителя ответчика суд признает необоснованными, поскольку п. 1.4 Устава МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» предусмотрено, что МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» является юридическим лицом.
Пункт 1.11 Устава МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» установлено, что деятельность МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» направлена на реализацию основных задач, среди которых – обеспечение охраны жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; п.3.3 «Устава» ребенку так же гарантирована охрана жизни и здоровья.
Пункт 4.3 Устава МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» закреплено, что непосредственное управление МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (заведующий), в должностные обязанности которого непосредственно входит: заключение договоров, принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и воспитанников.
Пункт 5.11 Устава МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» определено, что среди прочих, источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов бюджетного общеобразовательного учреждения являются: собственные средства; средства, полученные от родителей (законных представителей), за оказание платных образовательных услуг; доход, полученный от реализации продукции и услуг, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, а так же другие источники в соответствии с законодательством РФ. При этом в судебном заседании, из объяснений заведующей МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» было установлено, что денежные средства, помимо целевых и бюджетных, поступали на счет образовательного учреждения, но из них не было потрачено ни чего на меры по осуществлению физической защиты воспитанников образовательного учреждения.
Несмотря на длительность (более полутора лет) нарушений в сфере осуществления физической защиты воспитанников образовательного учреждения, руководителем учреждения должных мер к получению соответствующего финансирования и решения указанной проблемы за счет собственных средств не предпринято.
По убеждению суда, непринятие мер со стороны руководства МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье», по организации мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объекта образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики по вопросу антитеррористической защищенности, а так же влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся в указанном учреждении.
Приведенные доводы заведующей МБДОУ детский сад № 12 «Наше счастье» суд признает необоснованными и считает, что они не исключают ответственности за бездействие в данном направлении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тбилисского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Наше счастье», выразившееся в непринятии должных мер призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье» устранить в полном объёме допущенные нарушения, путём заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией имеющей соответствующую лицензию.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - /подпись/
Копия верна: судья Е.А. НЕЧАЕВ