Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2011 года ст. Тбилисская
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Гулова А.Н.,
при секретаре Демидовой А.Б.,
с участием:
заявителя – прокурора Тбилисского района Краснодарского края Кононенко К.А.,
заинтересованного лица – главы администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Горбанева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления (Нововладимировское сельское поселение), суд
У С Т А Н О В И Л:
В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района Краснодарского края с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Нововладимировского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю по:
- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,
- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,
- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
Вместе с тем, заявитель просил признать незаконными и действия МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по:
- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,
- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,
- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
Кроме того, прокурор Тбилисского района требовал обязать МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацию Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что основанием для обращения в Тбилисский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, послужили материалы проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям. В результате проведенной Прокуратурой Тбилисского района проверки выявлены нарушения требований нормативно-правовых документов, действующих в области российского налогового законодательства, и установлено, что 17.11.2010 между МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацией Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.
Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования. И в итоге, условия соглашения, заключенного между МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацией Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления.
В судебном заседании заявитель просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Глава администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района просил заявление прокурора Тбилисского района удовлетворить, поскольку его требования законны и обоснованны.
Представитель Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, но был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как достоверно установлено, прокурор Тбилисского района обоснованно обращается в интересах неопределенного круга лиц (граждан) в суд, поскольку в результате нарушения администрацией Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района и МИФНС России №5 по Краснодарскому краю действующего законодательства, нарушаются права граждан. Поэтому факт обращения прокурора в суд с данным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ сомнений у суда не вызывает.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тбилисского района проводилась проверка в части соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.
По результатам, выявленным при проверке, обнаружены нарушения требований нормативно-правовых документов, действующих в сфере налоговых правоотношений.
Так, статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.
В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.
Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.
Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах действия органа государственной власти и органа местного самоуправления нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц.
Соответственно требования прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц о признании действий администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, связанных с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, и действий МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанных с передачей администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти, незаконными являются правомерными, и поэтому суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить полностью, поскольку они обоснованны.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, уплате государственная пошлина подлежит в размере 3000 рублей для организаций (ст. 333.19, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011).
Так как заинтересованное лицо является юридическим лицом и от уплаты государственной пошлины не освобождено, суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица – администрации Нововладимировского сельского поселения госпошлину в сумме 3000 рублей в доход государства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 45, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Тбилисского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления (Нововладимировское сельское поселение) удовлетворить в полном объеме.
Признать действия администрации Нововладимировского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю по:
- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,
- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,
- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
Признать действия МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по:
- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,
- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,
- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
Обязать МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацию Нововладимировского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
Взыскать с администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района государственную пошлину в сумме 3000 рублей в доход государства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий - /подпись/
Копия верна: судья А.Н. Гулов
СПРАВКА
Решение суда вступило в законную силу 22 декабря 2011 года.
Судья А.Н. Гулов