Решение по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления (Геймановское сельское поселение).



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 года              ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

    председательствующего Гулова А.Н.,

    при секретаре Демидовой А.Б.,

с участием:

заявителя – прокурора Тбилисского района Краснодарского края Кононенко К.А.,

заинтересованного лица – главы администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района Новосадовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления (Геймановское сельское поселение), суд

У С Т А Н О В И Л:

В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района Краснодарского края с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Геймановского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю по:

- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,

- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,

- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Вместе с тем, заявитель просил признать незаконными и действия МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по:

- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,

- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,

- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Кроме того, прокурор Тбилисского района требовал обязать МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацию Геймановского сельского поселения Тбилисского района привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что основанием для обращения в Тбилисский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, послужили материалы проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям. В результате проведенной Прокуратурой Тбилисского района проверки выявлены нарушения требований нормативно-правовых документов, действующих в области российского налогового законодательства, и установлено, что 17.11.2010 между МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацией Геймановского сельского поселения Тбилисского района заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования. И в итоге, условия соглашения, заключенного между МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацией Геймановского сельского поселения Тбилисского района, противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

    Глава администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района просила заявление прокурора Тбилисского района удовлетворить, поскольку его требования законны и обоснованны.

    Представитель Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, но был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как достоверно установлено, прокурор Тбилисского района обоснованно обращается в интересах неопределенного круга лиц (граждан) в суд, поскольку в результате нарушения администрацией Геймановского сельского поселения Тбилисского района и МИФНС России №5 по Краснодарскому краю действующего законодательства, нарушаются права граждан. Поэтому факт обращения прокурора в суд с данным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ сомнений у суда не вызывает.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тбилисского района проводилась проверка в части соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

По результатам, выявленным при проверке, обнаружены нарушения требований нормативно-правовых документов, действующих в сфере налоговых правоотношений.

Так, статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах действия органа государственной власти и органа местного самоуправления нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц.

Соответственно требования прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц о признании действий администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, связанных с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, и действий МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанных с передачей администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти, незаконными являются правомерными, и поэтому суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить полностью, поскольку они обоснованны.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, уплате государственная пошлина подлежит в размере 3000 рублей для организаций (ст. 333.19, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011).

Так как заинтересованное лицо является юридическим лицом и от уплаты государственной пошлины не освобождено, суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района госпошлину в сумме 3000 рублей в доход государства.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 45, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Тбилисского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления (Геймановское сельское поселение) удовлетворить в полном объеме.

Признать действия администрации Геймановского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти – МИФНС России №5 по Краснодарскому краю по:

- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,

- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,

- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Признать действия МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по:

- вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ,

- проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет,

- выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Обязать МИФНС России №5 по Краснодарскому краю и администрацию Геймановского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Взыскать с администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района государственную пошлину в сумме 3000 рублей в доход государства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна: судья А.Н. Гулов

СПРАВКА

Решение суда вступило в законную силу 22 декабря 2011 года.

Судья А.Н. Гулов