Решение по заявлению Колмыковой Н.А. об оспаривании действий администрации МО Тбилисский район, связанных с отказом в заключении договора купли-продажи земельного участка с условиями преимущественного права выкупа.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2011 года          ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

    председательствующего Гулова А.Н.,

    при секретаре Демидовой А.Б.,

с участием:

заявителя Колмыковой <данные изъяты>

заинтересованного лица – представителя администрации муниципального образования Тбилисский район Воробьева Е.В., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колмыковой <данные изъяты> об оспаривании действий администрации МО Тбилисский район, связанных с отказом в заключении договора купли-продажи земельного участка, с условиями преимущественного права выкупа,

У С Т А Н О В И Л:

В Тбилисский районный суд обратилась Колмыкова <данные изъяты> с заявлением, в котором просила признать отказ администрации муниципального образования Тбилисский район от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать администрацию муниципального образования Тбилисский район в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с соблюдением условий преимущественного права выкупа земельного участка, закрепленного в нормативно-правовых актах РФ.

Свои требования заявительница мотивировала тем, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен во владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. На основании данного договора за ней зарегистрировано право в Тбилисском отделе Краснодарского краевого учреждения юстиции, что подтверждается свидетельством серии КК от ДД.ММ.ГГГГ. На данном земельном участке она возвела объект незавершенного строительства, назначение: жилое, общей площадью застройки 121,2 квадратных метров. Свое право на данное недвижимое имущество она зарегистрировала в Тбилисском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ от ДД.ММ.ГГГГ. 06 июля 2011 года она обратилась в администрацию МО Тбилисский район с заявлением о приобретении в собственность за плату земельного участка 08 июля 2011 года ей было отказано в выкупе земельного участка, по тем основаниям, что на выкуп возможен только при условии того, что на земельном участке будет возведено здание, строение, сооружение со 100% готовностью. С данным выводом специалистов администрации МО Тбилисский район она не согласна, поскольку ее право на преимущественное право выкупа закреплено в Конституции РФ и Федеральных Конституционных Законах, а также разъяснениями, данными различными специалистами в данной области права.

    В судебном заседании заявительница просила удовлетворить заявленные требования.

    Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать, в связи с необоснованностью заявленных требований.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление Колмыковой <данные изъяты> об оспаривании действий администрации МО Тбилисский район, связанных с отказом в заключении договора купли-продажи земельного участка, с условиями преимущественного права выкупа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявительница обоснованно обращается в суд с данным заявлением, поскольку ее права, действиями органов местного самоуправления - администрацией муниципального образования Тбилисский район нарушаются.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице предоставлен во владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Данный договор послужил основанием для регистрации права Колмыковой <данные изъяты> на данный земельный участок в Тбилисском отделе Краснодарского краевого учреждения юстиции. Право Колмыковой <данные изъяты> на земельный участок зарегистрировано надлежащим образом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии КК от ДД.ММ.ГГГГ.

Пользуясь своим правом, заявительница на данном земельном участке возвела недвижимое имущество в виде объекта незавершенного строительства, назначение: жилое, общей площадью застройки 121,2 квадратных метров. Право на возведенный объект недвижимого имущества Колмыкова <данные изъяты> зарегистрировала в Тбилисском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и техническими документами на недвижимое имущество.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 36, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (ст. 36, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

В п. 1 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установил, что лица, которым предоставлены земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность на основании порядка, закрепленного правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки. Следовательно, землепользователь может обратиться к собственнику земельного участка с "заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта" (п. 5 ст. 36 ЗК РФ)

06 июля 2011 года заявительница обратилась в администрацию МО Тбилисский район с заявлением о приобретении в собственность за плату земельного участка, что подтверждается ее заявлением от 06 июля 2011 года, в котором должностное лицо администрации МО Тбилисский район поставила соответствующую отметку в получении заявления и иных документов.

08 июля 2011 года заявительнице путем направления сообщения по ее обращению было отказано в выкупе земельного участка, по тем основаниям, что на выкуп возможен только при условии того, что на земельном участке будет возведено здание, строение, сооружение со 100% готовностью.

Судом установлено, что заявительнице в ее обращении отказано необоснованно и незаконно, так как нарушает ее права, закрепленные в ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, объект незавершенного строительства является объектом недвижимости.

Право собственности на недвижимые вещи наряду с другими вещными правами подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает после регистрации в установленном законом порядке (ст. 219 ГК РФ).

Согласно п. 8 ст. 22 ЗК РФ, при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 ЗК РФ.

Как усматривается из материалов дела, администрацией МО Тбилисский район необоснованно отказано в заключении договора купли-продажи с заявительницей, поскольку она имеет преимущественное право покупки, так как к исключительным случаям, указанным в ст. 36 ЗК РФ ее земельный участок не относится. Более того ссылка органа местного самоуправления на то, что объект незавершенного строительства не является недвижимым имуществом и имуществом для целей которого представлен земельный участок являются несостоятельными, поскольку противоречат нормам Федерального Конституционного Закона, в котором четко указано право гражданина (арендатора) на земельный участок, находящийся в его пользовании на правах аренды, порядок, сроки и возможности оформления и выкупа земельного участка из муниципальной собственности в личную.

Также из материалов дела усматривается, что Колмыкова <данные изъяты> с 1999 года по сентябрь 2011 года надлежащим образом исполняет все условия договора и сроки, оговоренные в договоре, в связи с чем, оснований для отказа заявительницы у органа местного самоуправления не имелось.

Соответственно требования Колмыковой <данные изъяты> являются законными и обоснованными и как следствие этого подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела видно, что заявительницей при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей. В судебном заседании Колмыковой <данные изъяты> было заявлено ходатайство о том, чтобы все судебные расходы, которые ей понесены в связи с рассмотрением дела с заинтересованного лица не взыскивать. Данное ходатайство суд удовлетворяет и расходы, связанные с рассмотрением дела с администрации МО Тбилисский район не взыскивает.

В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса (ст. 258, "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011). Соответственно, суд обязывает настоящим решением, руководителя органа местного самоуправления, в течении месяца сообщить об исполнении настоящего решения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Колмыковой <данные изъяты> об оспаривании действий администрации МО Тбилисский район, связанных с отказом в заключении договора купли-продажи земельного участка, с условиями преимущественного права выкупа удовлетворить полностью.

Признать отказ администрации муниципального образования Тбилисский район от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с гражданкой РФ Колмыковой <данные изъяты> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Тбилисский район в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ заключить с Колмыковой <данные изъяты> договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с соблюдением условий и сроков преимущественного права выкупа земельного участка.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна: судья А.Н. Гулов

СПРАВКА

Решение суда вступило в законную силу 24 октября 2011 года.

Судья А.Н. Гулов