Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2012 года ст. Тбилисская
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Недюжина Н.В.,
при секретаре Муренец Е.В.,
с участием:
представителя заявителя ФИО8, согласно доверенности от 14.03.2012 года,
заинтересованного лица представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю ФИО9, согласно доверенности № от 16.03.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Секачевой ФИО12 об обжаловании решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 28 февраля 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Тбилисский районный суд обратилась Секачева Н.К., с заявлением, в котором просила признать решение № от 28 февраля 2012 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о приостановке осуществления кадастрового учета по заявлению № от 08 февраля 2012 года незаконным; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет земельный участок, выделенный с чет долей Секачевой ФИО13 в праве общей собственности на земельный участок № на основании материалов межевого плана от 20 января 2012 года и проекта межевания от 18 января 2012 года.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что 28 февраля 2012 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю вынесла решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении Секачевой Н.К. Так, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю считает, что заказчиком проекта межевания в индивидуальном порядке является лишь собственник земельной доли или земельных долей. Тогда как ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что заказчиком межевания может являться любое лицо. Также необоснованными считает причину отказа в виде отсутствия реквизитов собственника. Однако, представителя собственника не было. Проект межевания утвержден самим собственником земельных долей, поэтому реквизиты представителя не требуются. Третьей причиной отказа осуществления кадастрового учета явилось отсутствие письменного согласия арендатора исходного земельного участка. Однако такие основания не соответствуют действующему законодательству. Так, в соответствии с пунктов 5 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В данном законе не установлено, что при выделе доли (долей) требуется согласие арендатора. Более того в статье 14 части 5 указанного Федерального закона указано, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктов 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрении. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. Считает, что его жалоба подлежит удовлетворению, а выделенный ей земельный участок постановке на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования, и в окончательном варианте просил суд обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет земельный участок, выделенный с чет долей Секачевой ФИО14 в праве общей собственности на земельный участок № на основании материалов межевого плана от 20 января 2012 года и проекта межевания от 18 января 2012 года.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю просила в удовлетворении исковых требования заявителя отказать, указав, что при проверке представленных документов на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № выявлено, что заявителем не представлены необходимые документы для кадастрового учета, а именно в соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находится в аренде у ЗАО «Алексеетенгинское», тогда как согласие арендатора на выдел земельного участка не представлено. Согласно п. 26 Требований в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, в приложении к межевому плану, подготовленном в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков. Согласно пункта 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. При этом, образование земельных участков может быть независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки согласно пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ. Считают, что решение о приостановлении в постановке на кадастровый учет земельных участков является законным.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление Секачевой Н.К. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как видно из материалов дела, заявитель является собственником на праве общей долевой собственности: 270\49725 на земельный участок, кадастровый номер №, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, площадь 4970472 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Тбилисский район, относительно ориентира закрытое акционерное общество «Алексеетенгинское», секция 2 контура 15,21, секция 3 контура 6,15, секция 6 контура 1,15, секция 14 контура 1,6,10, расположенного в границах участка. Указанный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно извещения в газете «Прикубанские огни» от 15 декабря 2011 года, заявитель, как участник общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в границах ЗАО «Алексеетенгинское» Тбилисского района уведомила остальных участников долевой собственности на указанный земельный участок о своем намерении выделить земельный участок.
Заявитель, 08 февраля 2012 года обратилась в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, выделенного в счет ее долей в праве общей собственности на земельный участок кадастровый номер №
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 28 февраля 2012 года № было отказано в осуществлении кадастрового учета в виду того, что заказчиком проекта межевания был не собственник земельного участка, согласование проекта межевания не содержало сведений о заказчике работ по подготовке проекта межевания, а также в виду не предоставления согласия арендатора – закрытого акционерного общества «Алексеетенгинское» на выдел земельного участка.
Данный вывод нельзя признать обоснованным.
Так, согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (ч. 2 указанной статьи).
Кроме того, согласно п. 10 ст. 13.1 указанного закона извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (п. 11 ст. 13.1 указанного закона).
Нарушений со стороны заявителя названных норм закона судом установлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 5 указанной статьи образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона № 101 – ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.
В судебном заседании объективно установлено, что заявитель уведомила арендатора закрытое акционерное общество «Алексеетенгинское» о прекращении 26 июля 2011 года договора аренды земельного участка (с множественностью лиц на стороне Арендодателей), зарегистрированного 20 ноября 2006 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №, в связи с истечение срока его действия 26 июля 2011 года.
Таким образом, отказ в осуществлении кадастрового учета является не обоснованным, в связи с чем на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Секачевой ФИО15 удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет земельный участок, выделенный в счет долей Секачевой ФИО16 в праве общей собственности на земельный участок кадастровый номер № на основании материалов межевого плана от 20 января 2012 года и проекта межевания от 18 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий – \подпись\
Копия верна: Судья Н.В. Недюжин
С П Р А В К А
Решение вступило в законную силу 5 мая 2012 года.
Судья Н.В. Недюжин