Решение по делу по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ванновского сельского поселения незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Нечаева Е.А.,

с участием:

заявителя пом. прокурора Тбилисского района Битюцкого С.В.,

при секретаре Своеволиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Ванновское сельское поселение в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; не создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела, не проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильного сооружения, не принятия муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, незаконным, суд

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Тбилисского района с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Ванновское сельское поселение в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; не создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела, не проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильного сооружения, не принятия муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Ванновского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район устранить допущенные нарушения закона: путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,3 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 6,0 га, расположенное по адресу: с<адрес>; кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,1 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 3,5 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 2,97 га, расположенное по адресу: <адрес>; создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела; проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильных сооружений (надгробий); принятия муниципальных нормативно правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Свои требования прокурор Тбилисского района мотивировал тем, что согласно материалам проверок по соблюдении законодательства, при захоронении умерших граждан администрация Ванновского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район не принимает надлежащих мер и просил удовлетворить заявление прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Ванновского сельского поселения Тбилисского района в судебное заседание не явился, хотя был должным образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Об отложении дела или рассмотрении в его отсутствие не просил.

Выслушав заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 14.12.2006 N1136-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тбилисский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тбилисский район, в состав которого они входят», утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тбилисский район вновь образованному Ванновскому сельскому поселению, согласно приложению № 2.

Из содержания приложения № 2 следует, что Ванновскому сельскому поселению Тбилисского района передано имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,3 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 6,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,1 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 3,5 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 2,97 га, расположенное по адресу: <адрес>.

Указанные кладбища включены в реестр муниципального имущества Ванновского сельского поселения Тбилисского района.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(в редакции от 05.04.2010, с изменениями от 08.05.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ (ред. от 16.07.2010) «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее по тексту – Закон 666-КЗ) определила норму, согласно которой правовое регулирование отношений, связанных с погребением и похоронным делом, на территории Краснодарского края осуществляется Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Краснодарского края, данным Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

В соответствие со ст. 13 Закона 666-КЗ похоронное дело определено как самостоятельный вид деятельности, включающий в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых (кроме религиозных) и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

Организация похоронного дела в Краснодарском крае возложена на органы местного самоуправления.

Статья 13.1. Закона 666-КЗ определила, что уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.

Согласно ст. 14 Закона 666-КЗ для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления в Краснодарском крае создаются постоянно действующие попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела.

Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Закона 666-КЗ органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Согласно ст. 18.2 Закона 666-КЗ монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения.

Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения.

Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления.

Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.

Статья 25.1. Закона 666-КЗ определила норму, согласно которой каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений, делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения.

Формы книг регистрации захоронений, свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления.

Книги регистрации захоронений являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

Порядок передачи книг регистрации захоронений на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов устанавливается органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных норм федерального и регионального законодательства Ванновским сельским поселением Тбилисского района в течение нескольких лет не предпринимается никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в реестре муниципальной собственности кладбища: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права на кладбища и расположенные под ними земельные участки в Тбилисский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК не представлены, свидетельства о праве собственности установленного образца не получены.

Постоянно действующий попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела, специализированная служба по вопросам похоронного дела в установленном порядке не созданы.

В период 2010 года администрацией Ванновского сельского поселения Тбилисского района приняты постановления от 01.09.2010 № 108 «О правилах содержания мест погребения на территории Ванновского сельского поселения Тбилисского района», от 26.10.2010 № 146 «О порядке ведения книги регистрации захоронений на территории Ванновского сельского поселения Тбилисского района», от 10.12.2010 № 176 «О порядке деятельности общественных кладбищ на территории Ванновского сельского поселения Тбилисского района».

В тоже время, соответствующие книги регистраций не заведены, регистрация захоронений, регистрация установки и замены надмогильного сооружения (надгробия) в установленном порядке не ведутся.

Муниципальные нормативные правовые акты, определяющие порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Ванновского сельского поселения Тбилисского района не разработаны и не приняты, что свидетельствует о наличии пробела в муниципальном нормотворчестве.

Наличие вышеуказанных нарушений федерального и регионального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления Ванновского сельского поселения Тбилисского района полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».

При таких обстоятельствах неисполнение органами местного самоуправления Ванновского сельского поселения Тбилисского района возложенных на них полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения нарушает права неограниченного круга лиц.

Признание права, как способа защиты гражданских прав, прямо предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, создают условия для применения указанной нормы.

На основании изложенного, суд считает заявленные требования прокурора Тбилисского района законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Ванновское сельское поселение в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; не создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела, не проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильного сооружения, не принятия муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела незаконным удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ванновское сельское поселение муниципального образования Тбилисский район, в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; не создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела, не проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильного сооружения, не принятия муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела.

Обязать администрацию муниципального образования Ванновское сельское поселение муниципального образования Тбилисский район устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,3 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 6,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 5,0 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 8,1 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 3,5 га, расположенное по адресу: <адрес>; кладбище площадью 2,97 га, расположенное по адресу: <адрес>; создания в установленном порядке постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, специализированной службы по вопросам похоронного дела; проведения в установленном порядке регистрации захоронений, регистрации установки и замены надмогильных сооружений (надгробий); принятия муниципальных нормативно правовых актов, определяющих порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела с указанием конкретной даты и срока выполнения указанных действий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течении 10 дней после его вынесения.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна: судья Е.А. НЕЧАЕВ