№
Решение
14 сентября 2011 года
Таврической районный суд Омской области в составе
председательствующей судьи Александрович Т.В.
при секретаре Ладун Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Уразовой К. на решение мирового судьи судебного участка №,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № вынесено решение, которым с Уразовой Кульбаршин в пользу ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области взыскано <данные изъяты> в связи с переплатой федеральной социальной доплаты (ФСД) к трудовой пенсии по старости.
Уразова К. с принятыми решением не согласна, поскольку на момент назначения ей трудовой пенсии по старости с ФСД она не работала. Опека над несовершеннолетним, за которую она получала вознаграждение в размере 1 000 руб. работой не является.
Представитель ГУ УПФ Васякина А.П. считает принятое мировым судьей решение обоснованным. Просит его не изменять. Пояснила, что Уразова К. ввела в заблуждение пенсионный фонд, не сообщив о своей работе. Опека над несовершеннолетними, за которую опекун получает определенную оплату, должна рассматриваться как работа, за которую выплачивается заработная плата. При подаче заявления о назначении пенсии Уразова К. скрыла имеющийся у нее заработок, что привело к незаконному начислению ФСД в сумме <данные изъяты> считает, что данная сумма должна быть взыскана с ответчицы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В гражданском процессе действует принцип состязательности. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений.
ДД.ММ.ГГГГ Уразова обратилась с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости. Как неработающему пенсионеру ей была назначена с 15.02.2010 г. федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума пенсионера, предусмотренная ст. 12.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 805н "Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты"
В соответствии с Правилами обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 805н) орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии (п. 4).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа гражданина от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 24, ст. 2476; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; N 29, ст. 3097; 2006, N 23, ст.ст. 2377, 2384; 2007, N 29, ст. 3744; N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст.ст. 3602, 3612; N 52, ст. 6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 27, ст. 3265; N 30, ст. 3739)*(4);
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
6. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения статьи 23 HYPERLINK "garantF1://12025146.0"Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которой: Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
С октября 2008 г. по 1 июня 2010 г. по договору с управлением образования Уразова осуществляла опеку над несовершеннолетними ФИО3 1994 г. рождения и ФИО4 1997 г. рождения с ежемесячным вознаграждением в размере по 1 000 руб..
При этом суду не представлены убедительные доказательства надлежащего разъяснения ответчице порядка предоставления ФСД. Из текста заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Уразовой К. выяснялся лишь вопрос, работает ли она.
Ответчица утверждает, что была уверена в том, что выплата ей вознаграждения за осуществление опеки над несовершеннолетними работой не является и при решении вопроса об ее праве на получение ФСД не учитывается.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удержания сумм трудовых пенсий производятся на основании решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения выплаченные гражданам пенсии при отсутствии недобросовестности с их стороны.
По смыслу указанных норм для взыскания сумм трудовых пенсий в судебном порядке необходимо установить не только факт нарушения норм действующего пенсионного законодательства, но и факт злоупотреблений со стороны пенсионера, то есть факт именно виновного, умышленного допущения таких нарушений с целью незаконного обогащения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" (Пункт 7) указано следующее: «При выполнении задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, судья учитывает особенности своего положения в состязательном процессе. Судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ)».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья распределяет между сторонами бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ именно истец должен был доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований, т.е. доказательства недобросовестности Уразовой К. при начислении ей ФСД. Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что доказательств, свидетельствующих об осведомленности Уразовой К. о том, что исполнение обязанности опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей-сирот, является работой, лишающей ее права на получение ФСД, и проявила недобросовестность, не сообщив об этом Пенсионному фонду, истцом не представлено.
Кроме того, ранее УПФ РФ обращался к ней с иском о взыскании переполученной пенсии по потере кормильца в связи с получением вознаграждения за осуществление опеки. Постановлением Президиума Омского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение мирового судьи и определение апелляционной инстанции о взыскании с Уразовой К. переполученной пенсии, что окончательно убедило Уразову К. о том, что опека над несовершеннолетними работой не является, а вознаграждение за осуществление опеки ни коим образом не влияет на получение пенсии.
При вынесении решения по настоящему делу мировым судьей не был установлен факт злоупотреблений со стороны Уразовой К., что являлось необходимым для правильного разрешения спора. Не установлен таковой факт и судом апелляционной инстанции, а потому основания для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с Уразовой К. переполученной ФСД отсутствуют.
Так как допущенные мировым судьей нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, привели к неправильному рассмотрению дела, решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение.
Руководствуясь ст. 330, 328 ГПК РФ, суд
Решил:
Решение мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, которым с Уразовой К. в пользу ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области взыскано <данные изъяты> в связи с переплатой федеральной социальной доплаты (ФСД) к трудовой пенсии по старости, отменить.
В удовлетворении требований ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской к Уразовой К. о взыскании <данные изъяты> отказать.
Решение вступило в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в надзорном порядке.
Судья: