№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
02 декабря 2010 г.
Таврический районный суд Омской области в составе
Председательствующей Александрович Т.В.
При секретаре Ладун Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Таврического района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таврического муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по приобретению и установке резервного источника электропитания на котельной и обязании приобрести и установить такой источник,
Установил:
Прокурор Таврического района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации Таврического городского поселения и администрации Таврического муниципального района по установке резервного источника питания на котельной по <адрес> и об обязании администрации Таврического городского поселения и администрации Таврического муниципального района (далее администрация ТМР) приобрести и установить на котельной по адресу: <адрес>, <адрес>, аварийный источник электропитания. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, адресовав их только к администрации ТМР и определив срок исполнения решения – до 01.09.2011 г..
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в ходе подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к отопительному периоду 2010-2011 годов и прохождения отопительного сезона. По результатам проверки установлено, что в безвозмездном пользовании <данные изъяты> <данные изъяты> находится котельная по адресу<адрес>, на которой отсутствует резервный источник электропитания.
Помощник прокурора ФИО2 поддержал заявленные требования, пояснив, что котельная по указанному адресу относится к первой категории надежности, поскольку является единственным источником тепла для больницы, школ, детских садов, и ряда жилых домов, а потому на ней должен быть установлен резервный источник электропитания. Поскольку собственником имущества котельной является администрация ТМР, на них лежит обязанность обеспечения его надлежащего функционирования. Истец полагает, что обязанность по установлению резервного источника электопитания лежит на администрации ТМР как на собственнике оборудования, переданного в безвозмездное пользование <данные изъяты>
Представитель администрации ТМР ФИО3 заявленные требования не признал, пояснив, что договор энергоснабжения заключен между <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты> Администрация ТМР стороной данного договора не является, а потому и отвечать по возникшим в результате данного договора обязательствам не должна. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с данным договором котельная отнесена к третьей категории надежности, которая не требует установления резервного источника питания. Кроме того, питание электрооборудования осуществляется по двум независимым вводам, один из которых является резервным.
Представитель третьего лица, администрации Таврического городского поселения ФИО4 пояснила, что администрация городского поселения является собственником лишь здания котельной, переданной в безвозмездное пользование <данные изъяты> а потому за работу оборудования не отвечает.
Представитель <данные изъяты> ФИО5 поддержала требования прокурора, пояснив, что в <данные изъяты> в безвозмездном пользовании имеет котельную по адресу <адрес> <адрес>. Данная котельная является единственным источником теплоснабжения для больницы, школ, детских садов поселка и относится к первой категории надежности. Договор с энергоснабжающей организацией заключен по третьей категории надежности из-за отсутствия необходимой для первой категории документации. Резервный источник электропитания на котельной отсутствует. Собственные средства для приобретения и установки резервного источника у <данные изъяты> отсутствует. Собственником здания котельной является городское поселение, а оборудования, установленного на котельной – Таврический муниципальный район.
Представители третьего лица <данные изъяты> ФИО6 и ФИО7 поддержали требования прокурора, пояснили, что котельная относится к первой категории надежности. Договор с <данные изъяты> на энергоснабжение заключен по третьей категории, поскольку не была предоставлена проектно-сметная документация на котельную. Энергоснабжение по двум линиям электропередач нельзя рассматривать как наличие резервного источника.
Допрошенный в качестве свидетеля главный энергетик <данные изъяты>ФИО8 подтвердил, что энергоснабжение котельной осуществляется по двум линиям электропередач, одна из которых является резервной.
Допрошенный в судебном заседании начальник ФИО11 ФИО9 подтвердил, что котельная относится к первой категории надежности, договор на энергоснабжение заключен по третьей категории надежности. Резервный источник электропитания на котельной отсутствует. Все оборудование находится у <данные изъяты> по договору безвозмездного пользования. Собственных средств для приобретения оборудования у <данные изъяты> нет, т.к. это не заложено в тариф.
Проанализировав доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 года организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
В соответствии с п.п.113,114 указанных Правил в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.
В соответствии с подпунктом 1.2.18. Приказа Минэнерго от 08.07.2002 года № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», котельные относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Согласно подпункту 1.2.19.Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
01.07.2008 года между <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения №. Согласно п.п. А п.3.1.5. договора, потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. Данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан потребителей, то есть потребителем в данной ситуации по вышеуказанному договору на энергоснабжение выступает гражданин, использующий электроэнергию, в том числе для бытового потребления.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный договор затрагивает интересы граждан.
В соответствии с п. 14.1, 14.2 СНиП II-35-76 «Котельные установки», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 №229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом.
Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил. К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Согласно п. 1.2.18 «Правил устройства электроустановок» утвержденных приказом Министерства Энергетики РФ от 08.07.2002 года № 204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:
электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения;
электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей;
электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п. 1.2.19).
Поскольку в настоящее время проектно-сметной документации на котельные, установленные в <данные изъяты> не имеется, определить категорию надежности электроснабжения электроприемников котельных на основании проектно-сметной документации не представляется возможным.
Однако указанное обстоятельство не предполагает, что категория надежности может быть установлена произвольно в договоре энергоснабжения между <данные изъяты> без учета установленных в нормативных актах требований, поэтому доводы представителя ответчика об отсутствии необходимости установления резервного источника питания на котельной, поскольку в договоре она отнесена к третьей категории, судом отклоняются.
Собственником оборудования котельной является <данные изъяты>, передавший данное оборудование в безвозмездное пользование <данные изъяты> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ
Из-за отсутствия резервного источника электропитания на котельной в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены, в том числе права граждан на пользование тепло-энергоснабжением в полном объеме, создана угроза их жизни, здоровью, в том числе несовершеннолетних детей, причинен значительный материальный ущерб.
Не состоятельными признаются и доводы ответчика о том, что организация теплоснабжения в <адрес> в полномочия администрации ТМР не входит. В соответствии с соглашением о передаче администрации Таврического муниципального района отдельных полномочий Администрации Таврического городского поселения, утвержденного решениями сессий <данные изъяты> предметом соглашения является передача в соответствии с п. 4 статьи 15 ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стороне 2 (Таврический муниципальный район) полномочий стороны 2 (Таврическое городское поселение) по организации в границах поселения теплоснабжения населения. Срок осуществления полномочий до ДД.ММ.ГГГГ На 2010 г. заключено аналогичное соглашение утвержденное сессиями <данные изъяты>
Таким образом, суд признает обоснованными требования прокурора. Суд соглашается с мнением прокурора об обязанности администрации ТМР установления резервного источника электропитания на котельной по адресу р.п. <адрес>. Бездействие по выполнению данного обязательства незаконно, поскольку отсутствие резервного источника электропитания на котельной, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к нарушениям, числе права граждан на пользование тепло-энергоснабжением, также может быть создана угроза их жизни, здоровью, в том числе несовершеннолетних детей, причинен значительный материальный ущерб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие администрации Таврического муниципального района по приобретению и установке на котельной по адресу р.п. <адрес> резервного источника электропитания. Обязать администрацию Таврического муниципальнеого района в срок до 01.09.2011 г. приобрести и установить на котельной по адресу р.п. <адрес> резервный источник электропитания.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Таврического районного суда.
Судья:
Полный текст решения изготовлен 8 декабря 2010 г.
Судья: