Иск БСУСО ОО `Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов` к Хохлову А.М. об обязании заключить договор о стационарном социальном обслуживании и взыскании оплаты за стационарное социальное обслуживание.



                                                                                                            

                                      РЕШЕНИЕ

                      Именем Российской федерации

28 июня 2011 г.

Таврический районный суд Омской области в составе

Председательствующей Александрович Т.В.

При секретаре Ладун Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Хохлову А.М. об обязании заключить договор о стационарном социальном обслуживании и взыскании оплату за стационарное социальное обслуживание,

                                         Установил:

Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» (БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с иском к Хохлову А.М. об обязании заключить договор о стационарном социальном обслуживании и взыскании оплаты за стационарное социальное обслуживание.

В обоснование заявленных требований представитель истца, Пушкарева М.А., действующая по доверенности, пояснила, что Хохлов А.М. поступил в БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ. В установленные сроки был подготовлен договор о стационарном социальном обслуживании, в котором предусмотрена оплата за проживание в размере 8 149 руб. 02 коп, т.е. 75 % получаемой пенсии по старости. Хохлов отказался заключать договор, поскольку не согласен с размером оплаты, считая его завышенным. Хохлов проживает в настоящее время в помещении изолятора. Поскольку полный перечень услуг ответчику не оказывался из-за отсутствия договора, просит взыскать с Хохлова А.М оплату коммунальных услуг.

Ответчик, Хохлов А.М., признал требования частично, пояснив, что в принципе он не отказывается заключить договор с БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов», но его не устраивает размер оплаты. Считает, что указанный в договоре размер оплаты завышен. Полагает, что оплата за проживание должна составлять около 3 000 руб. в месяц по фактическим затратам.

Проанализировав доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с Уставом целью деятельности БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» является предоставление в стационарных условиях социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, создание для них наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Предметом деятельности является социальное обслуживание указанных лиц.

Одним из источников формирования финансовых средств БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» являются бюджетные ассигнования и средства, поступающие в качестве платы за стационарное социальное обслуживание.

На основании ст. 31 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"(с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов Российской Федерации.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются, в том числе средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги.

В соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Правительство РФ утвердило Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 N 473).

Согласно указанному Положению социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Данное положение предусматривает случаи оказания бесплатной помощи, а также случаи частичной и полной оплаты.

Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях частичной оплаты:

При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям ст. 15 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оспаривая размер оплаты за стационарное социальное обслуживание, ответчик ссылается на последний абзац ст. 3 Положения «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 473), в соответствии с которым Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Суд не соглашается с доводами ответчика.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г., в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, а также порядок осуществления гражданами пожилого возраста и инвалидами платы за их стационарное обслуживание определялись Правительством Российской Федерации.

К числу таких нормативных правовых актов относилось Положение "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданами пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244) и Постановление Правительства Российской Федерации N 244 от 17 апреля 2002 г. "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".

В соответствии с этими нормативными актами ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях, производилась в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания (далее именуются - учреждения), включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Таким образом, плата за социальные услуги предоставляемые учреждениями социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях и плата за стационарное обслуживание этих лиц до 1 января 2005 г. определялась по-разному

Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) (вступил в силу с 01.01.2005 г.) в Федеральный закон N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" были внесены изменения.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Губернатором Омской области утверждено Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области (с изменениями от 14 апреля 2010 г., 23 марта 2011 г.) (утв. Постановлением Правительства Омской области от 9 декабря 2009 г. N 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" (с изменениями от 14 апреля 2010 г., 23 марта 2011 г.)).

В соответствии с данным Положением: Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня поступления гражданина в учреждение на основании путевки на стационарное социальное обслуживание и документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, заключает с гражданином (его законным представителем) договор, определяющий виды оказываемых социальных услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, права и обязанности сторон по форме, утверждаемой Министерством (далее - договор).

При решении вопроса о предоставлении гражданину стационарного социального обслуживания бесплатно или за плату величина прожиточного минимума, установленная в Омской области, учитывается в размере, определенном для социально-демографической группы, к которой относится гражданин.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно в объемах, определенных государственными стандартами, по основаниям, установленным статьей 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Исчисление среднедушевого дохода гражданина при решении вопроса о предоставлении ему стационарного социального обслуживания бесплатно или за плату осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Дополнительные социальные услуги, не предусмотренные государственными стандартами, социальные услуги в объемах, превышающих государственные стандарты, оказываются гражданам за плату.

Плата за стационарное социальное обслуживание определяется исходя из затрат учреждения:

1) на предоставление гражданам социальных услуг в объемах, определенных государственными стандартами;

2) на обеспечение гражданина продуктами питания с учетом установленных нормативов в соответствии с федеральным законодательством.

Расчет платы за стационарное социальное обслуживание по каждому типу учреждений ежегодно утверждается Министерством.

Плата за стационарное социальное обслуживание осуществляется ежемесячно путем внесения гражданином или его законным представителем наличных денежных средств в кассу учреждения или путем безналичного перечисления на расчетный счет учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по личному заявлению гражданина или его законного представителя.

Размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание гражданина не может превышать 75 процентов установленной гражданину пенсии.

В случае получения гражданином в соответствии с законодательством одновременно двух пенсий плата за стационарное социальное обслуживание взимается из одной пенсии, большей по размеру.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ Хохлов А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения ДД.ММ.ГГГГ1 г. прибыл в БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно справке о размере выплаченной пенсии, предоставленной <адрес> <адрес>. за период <данные изъяты>    В указанный период Хохлов А.М. имел ежемесячный доход, который превышал величину прожиточного минимума в Омской области, установленный для пенсионеров. Законом Омской области от 27 октября 2010 г. N 1298-ОЗ "О величине прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2011 год" в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2011 год в размере 4710 рублей.

С учетом размера дохода ответчика отсутствуют основания для его бесплатного стационарного социального обслуживания.

Как видно из представленных документов: протокола заседания комиссии по рассмотрению проблемных вопросов и урегулированию разногласий и акта от ДД.ММ.ГГГГ в указанный срок БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» составило и предоставило ответчику договор стационарного социального обслуживания, от подписания которого Хохлов А.М. отказался, не согласившись с размером оплаты.

В соответствии с приложением к Приказу Министерства труда и социального развития Омской области от 11 апреля 2011 г. №59п затраты учреждения на одного проживающего мужчину в месяц составляет 20 615,34 руб.. Из представленных документов следует, что фактические затраты в месяц на одного человека составили 19 166,18 руб.. Бюджетные средства в достаточном размере не поступают.

В Письме Минтруда РФ от 14 февраля 2003 г. N 1085-ГК "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" отмечалось: практически во всех стационарных учреждениях социального обслуживания субъектов Российской Федерации ежемесячная плата за стационарное обслуживание определена в максимально допустимом размере - 75% от установленного размера пенсии обслуживаемых граждан, т.к. полная стоимость фактических затрат на стационарное обслуживание, исчисленная в учреждениях, значительно превышает размер платы, вносимый пенсионерами.

Таким образом, суд не находит оснований для вмешательства в условия оплаты социального стационарного обслуживания, предусмотренного договором – 75% установленного размера пенсии. Истцом верно рассчитан размер оплаты, исходя из размера пенсии по старости в сумме 8 149 руб. 02 коп. (75% от 10 865,36 руб.). При этом обоснованно при расчете размера оплаты не учитывала ЕДВ инвалида.

Поскольку со дня поступления ответчик проживал в БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов», из-за отсутствия договора полный объем социальных услуг ему не оказывался, суд считает обоснованными требования о взыскании с Хохлова А.М. стоимости коммунальных услуг за время проживания. В соответствии с расчетом фактических затрат на 1 проживающего размер оплаты коммунальных услуг составляет 1744 руб. 64 коп, (58 руб. 15 коп в день). Время проживания Хохлова А.М. в БСУСО «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 3 месяца 4 дня. Таким образом, размер оплаты за коммунальные услуги Хохлову А.М. составляет 5466 руб. 52 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                         Решил:

Обязать Хохлова А.М. заключить договор с Бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Омской области «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» о стационарном социальном обслуживании с условием оплаты за стационарное социальное обслуживание в размере 75% установленной для него пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Хохлова А.М. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов» 5466 руб. 52 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок.

Судья:

Решение изготовлено 1 июля 2011 г.

Судья Решение вступило в законную силу 12.07.2011:

        Решение вступило в законную силу 12.07.2011

-32300: transport error - HTTP status code was not 200