№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе судьи Пунды И.А.
при секретаре Кулак Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Хасанова К.Г. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском в котором просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ УПФ РФ в Таврическом районе включить в трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детской школе искусств и в МУДО «Таврическая детская школа искусств» в должности преподавателя.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он является педагогическим работником. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. он проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил СССР.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в связи с отсутствием требуемого специального стажа, мотивируя отказ тем, что служба в рядах ВС СССР не засчитывается в педагогический стаж. Он с этим не согласен, т.к. в соответствии с пп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Утверждённого постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», действовавшего до 01.10.1993 года, учителям, врачам и другим работниками просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых сил СССР.
Просит суд обязать ГУ УПФ в Таврическом районе Омской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в вооруженных силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ГУ УПФ в Таврическом районе Омской области включить в трудовой стаж, дающий право назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Таврической детской школе искусств.
Просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
ГУ УПФ РФ не включил период моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ у меня не было требуемого стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев, но если будет включён в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в ВС СССР, то требуемые условия соблюдаются, и спорный период, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению.
Представитель ответчика по доверенности Васякина А.П. исковые требования истца не признала и пояснила, что общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ).
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. утверждены Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью и Правила применения этих списков, которые распространяются на все периоды работы.
При подсчете стажа на соответствующих видах работ с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П применяются Списки должностей и учреждений и Правила применения списков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., в соответствии с которым до 01.11.1999г. могут применяться Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров № 463 от 06.09.1991г.
По данным военного билета, Хасанов К.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР.
Списками работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. равно как и ранее действовавшими Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, и Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов прохождения военной службы по призыву.
Однако, согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, (действовавшее с 01.01.1960г. по 01.10.1993г.) период военной службы включался в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии наличия не менее 2/3 специального стажа (т.е. 16 лет 8 месяцев) отработанного до 01.10.1993г.
Хасанов К.Г. на 01.10.1993г. имеет 9 лет 6 месяцев 21 день педагогического стажа, следовательно, к нему не может применяться Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 и поэтому не может включаться в специальный трудовой стаж период работы истца в детской школе искусств и в МУДО «Таврическая детская школа искусств.»
Оценив доводы сторон, в совокупности с материалами дела, судья считает, что исковые требования Хасанова К.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Истцом оспариваются действия комиссии в части исключения из его педагогического стажа периодов прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не включения в специальный стаж периода его работы в детской школе искусств и в МУДО «Таврическая детская школа искусств» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период службы истца в Вооруженных силах СССР и последовавшей за службой педагогической деятельностью истца действовало постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», согласно подпункту «г» п. 1, абз. 5 п. 2 которого в педагогический стаж учителей засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление утратило силу 01.10.1993.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж указанных периодов со ссылкой на отсутствие необходимых 2/3 специального стажа на момент отмены указанного Положения (на 01.10.1993) стаж педагогической деятельности истца составлял 9 лет 6 месяцев 21 день и был менее 2/3 специального стажа), в соответствии с Разъяснением "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70) несостоятельны, так как отмена закона не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе в части, касающейся включения в трудовой стаж некоторых периодов общественно-полезной деятельности в соответствии с условиями и нормами ранее действовавшего законодательства.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».
Учитывая изложенное выше, судья считает, что период службы истца в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включения в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью независимо от времени его обращения за назначением пенсии.
Следовательно, с учетом указанного периода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж Хасанова К.Г. составлял 18 лет 29 дней, при необходимом стаже в 16 лет 8 месяцев.
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В силу п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - список). При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В п. 2 раздела "Наименование должностей" списка предусмотрена должность преподавателя, в п. 2 раздела "Наименования учреждений" - учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе детская школа искусств.
Судом установлено, что Хасанов К.Г. по состоянию на 01.01.2001 и с указанной даты по настоящее время работает в должности преподавателя Детская школа искусств и МУДО «Таврическая детская школа искусств».
Таким образом, подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в Детской школе искусств и МУДО «Таврическая детская школа искусств».
С учетом изложенного на момент обращения истца в ГУ УПФР по Таврическому району Омской области ДД.ММ.ГГГГ) стаж педагогической деятельности истца составлял 26 лет 8 месяцев 17 дней, то есть более 25 лет, в связи с чем требование истца о назначении песни с момента обращения является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области включить Хасанову К.Г. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период его службы в вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы его с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детской школе искусств и в муниципальном учреждении дополнительного образования «Таврическая детская школа искусств».
Признать за Хасановым К.Г. право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней через Таврический районный суд Омской области.
решение вступило в законную силу 13.12.2011