по иску Берковского В.Н. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



.

                                          РЕШЕНИЕ

                            Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                р.п. Таврическое

    Таврический районный суд Омской области в составе судьи Пунды И.А.

при секретаре Кулак Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Берковского В.Н. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском в котором просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года и обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в рядах Вооруженных сил СССР с 02.07.1984 по 22.05.1986, а также следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в командировках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что он начал трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ года в Сосновской СОШ в качестве учителя физкультуры, где и работает по настоящее время.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 «О государственных пенсиях», действовавшим в период моей воинской службы, и до 01.10.1993 г. было предусмотрено засчитывать службу в вооруженных силах СССР в специальный педагогический стаж, т.к. согласно п. 4 данного постановления служба в составе Вооружённых сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР № 433 от 06.09.1991 сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 допускает сохранение и преобразование ранее приобретённых прав по пенсионному обеспечению в порядке, определённом главой 6 указанного закона, при этом применяется порядок начисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до вступления в законную силу этого закона.

Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой были проведены отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. На основании этого считает, что время, проведённое им на курсах повышения квалификации, подлежит включению в специальный педагогический стаж, а также периоды нахождения в служебных командировках.

Представитель ответчика Васякина А.П. пояснила, что ГУ УПФ РФ в <адрес> не признаёт заявленные исковые требования истца в полном объёме последующим основаниям:

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ).

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. утверждены Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью и Правила применения этих списков, которые распространяются на все периоды работы.

При подсчете стажа на соответствующих видах работ с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П применяются Списки должностей и учреждений и Правила применения списков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., в соответствии с которым до 01.11.1999г. могут применяться Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров № 463 от 06.09.1991г.

По данным военного билета, Берковский В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР.

Списками работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. равно как и ранее действовавшими Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, и Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов прохождения военной службы по призыву.

Однако, согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, (действовавшее с 01.01.1960г. по 01.10.1993г.) период военной службы включался в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии наличия не менее 2/3 специального стажа (т.е. 16 лет 8 месяцев) отработанного до 01.10.1993г.

Берковский В.Н. на 01.10.1993г. имеет 5 лет 1 месяц 15 дней педагогического стажа. А следовательно к нему не может применяться Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат зачету в специальный стаж, так как согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Минтруда России от 22.05.1996г. № 29 и п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме периодов работы, в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды курсов повышения квалификации к таким периодам не относятся.

Оценив доводы сторон в совокупности с материалами дела, судья считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Истцом оспариваются действия комиссии в части исключения из его педагогического стажа периодов прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках.

В период службы истца в Вооруженных силах СССР и последовавшей за службой педагогической деятельностью истца действовало постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», согласно подпункту «г» п. 1, абз. 5 п. 2 которого в педагогический стаж учителей засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление утратило силу 01.10.1993.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж указанных периодов со ссылкой на отсутствие необходимых 2/3 специального стажа на момент отмены указанного Положения (на 01.10.1993) стаж педагогической деятельности истца составлял 5 лет 1 месяц 15 дней и был менее 2/3 специального стажа), в соответствии с Разъяснением "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70) несостоятельны, так как отмена закона не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе в части, касающейся включения в трудовой стаж некоторых периодов общественно-полезной деятельности в соответствии с условиями и нормами ранее действовавшего законодательства.

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

Согласно приказов о направлении Берковского В.Н. на курсы повышения квалификации, и в командировки он направлялся в связи с производственной необходимостью, с сохранением заработной платы (л.д.15-18), согласно справке о заработной плате за эти периоды истцу начислялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд. (л.д. 21)

Статьей 187 ТК РФ предусмотрены гарантии компенсации для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и средней заработной платы. Из сохраняемой за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения, заработной платы производятся отчисления в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

    Согласно ст.167 ТК РФ- при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

При таком положении не включение в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации или ином виде профессионального обучения и в служебных командировках, в указанный выше период влечет необоснованное ограничение пенсионных прав Берковского В.Н.

Таким образом, вышеназванные периоды действительной военной службы истца в Вооруженных Силах СССР, курсов повышения квалификации и служебных командировок подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью независимо от времени его обращения за назначением пенсии.

Истец за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в <адрес> обратился ДД.ММ.ГГГГ г. и на этот период с учетом включения в специальный стаж спорных периодов, он имел специальный стаж более 25 лет, следовательно имел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, судья

                                    РЕШИЛ:

Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить Берковскому В.Н. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период его службы в вооруженных силах СССР с 02.07.1984 г. по 22.05.1986 г., рабочие командировки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ..

Признать за Берковским В.Н. право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней через Таврический районный суд Омской области.

Решение вступило в законную силу 13.12.2011

-32300: transport error - HTTP status code was not 200