ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Таврический районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Мазо М.А.
при секретаре Миллер О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Таврическое ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора района в интересах К. к Администрации Таврического МР Омской области о признании незаконным бездействие администрации Таврического муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки К. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязании администрации Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Таврическая ЦРБ» К. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года,
у с т а н о в и л :
Прокурор района в интересах К. обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Бубнович Ю.А. пояснила, что исковые требования она поддерживает в полном объеме. К. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МУЗ «Таврическая ЦРБ» медсестрой. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. Не предоставление администрацией мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права К., поэтому просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Куц в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Таврического МР Омской области Коновалов В.П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования не признал.
Представитель МУЗ «Таврическая ЦРБ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и полагал, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, из представленного отзыва следует, что просит в удовлетворении исковых требований отказать, так как истек срок исковой давности, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения, льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен, у Омской области отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, не определен объем льгот, не доказан состав бездействия, полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К. является работником МУЗ «Таврическая ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, работает в должности медсестры на полную ставку.
Согласно уставу, утверждённому Постановлением главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное учреждение здравоохранения «Таврическая ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Таврического муниципального района Омской области.
Согласно справке Администрации <данные изъяты>\п К. проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно информации, предоставленной МУЗ Таврическая ЦРБ, К. получала компенсационные расходы по оплате отопления жилой площади, оплату электроэнергии для освещения жилого помещения до 2008 года включительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов), неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).
Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки работникам и неработающим пенсионерам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
В силу ч. 4 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 63 настоящего ФЗ.
В силу ст. 63 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостановлено действие статей 36,37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 г. признаны противоречащими федеральному законодательству.
Распоряжением Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.
Законом Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Законом Омской области от 09.12.2010 года № 13131-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.
Пункт 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до 01.01.2005, а направлен на сохранение этих прав и после указанной даты.
Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района (ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ) такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, не свидетельствует о том, что не имеется одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления.
Отсутствие на территории района нормативно-правового акта, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, не может являться правовым основанием для бездействия Администрации в данном вопросе.
Доводы представителя Минфина об отсутствии финансирования на указанные цели основанием для отказа в удовлетворении исковых требований служить не может, так как отсутствие у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот, не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, в силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Доводы об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки судом приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона.
На доводы представителя Министерства финансов о пропуске срока исковой давности, суд считает необходимым отметить, что указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, и в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность органа местного самоуправления по предоставлению предусмотренных законом мер социальной поддержки сохраняется, на момент рассмотрения дела нарушение не устранено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки К. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки К. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.
Судья
Решение вступило в законную силу 25.11.2011 года