Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2011 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Лукьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемовой В.С. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца за умершего ФИО4, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с периода фактического обращения с ДД.ММ.ГГГГ, о признании решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании выплатить сумму пенсии по потери кормильца за умершего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки в сумме 2000 рублей,
установил:
Артемова В.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Омской области о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца за умершего ФИО4, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с периода фактического обращения с ДД.ММ.ГГГГ, о признании решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании выплатить сумму пенсии по потери кормильца за умершего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки в сумме 2000 рублей, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением в Пенсионный Фонд РФ с заявлением о назначении ей пенсии по потери кормильца со дня смерти сына ФИО4 (умершего ДД.ММ.ГГГГ), участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В назначении пенсии со дня смерти сына истице решением ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отказано. Фактически заявительница обращалась в Управление Пенсионного Фонда в Таврическом районе за консультацией о возможности назначения ей пенсии по потери кормильца – умершего сына, участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, через некоторое время после смерти сына. Но устно истице сотрудниками УПФ РФ в Таврическом районе сообщено, что она не имеет права получать указанную пенсию и в назначении пенсии ей отказано в устной форме. О том, что необходимо подать письменное заявление ей никто не разъяснял, бланк заявления о возможности рассмотрения вопроса о назначении ей пенсии по потери кормильца никто не дал. Только благодаря помощи общества чернобыльцев Таврического района ей назначена пенсия по потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что действиями сотрудников УПФ РФ в Таврическом районе нарушены гарантированные ей Конституцией РФ права на государственное пенсионное обеспечение, недополучена пенсия с момента фактического обращения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», органы Пенсионного фонда РФ обязаны разъяснять застрахованным лицам их права и обязанности. Полагает, что сотрудниками УПФ РФ в Таврическом районе данную норму закона при ее обращении не соблюдали. Поскольку самостоятельно истица не могла подготовить исковое заявление, то она вынужденно обратилась за помощью адвокатов. Просит взыскать в ее пользу судебные расходы в сумме 2000 рублей.
В судебное заседание Артемова В.С. не явилась, о дне слушания извещена.
Представитель истца по доверенности Сосненко Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании по доверенности Коленько О.И. исковые требования не признала, пояснила, что, получаемая Артемовой В.С. пенсия по потери кормильца, является второй пенсией. Основная пенсия по старости назначена ей в 1977 году. Государственная пенсия по случаю потери кормильца Артемовой В.С. назначена на основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ № «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с первого дня месяца, в котором поступило заявление. Артемова В.С. обратилась с письменным заявлением в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе за назначением ей пенсии по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пенсия ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ от15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пп.11 п.1 ст.10 ФЗ от15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному социальному обеспечению имеют нетрудоспособные члены семьи, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом нетрудоспособными членами семьи указанной категории граждан в силу положений пп. 3 п.1 ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаются нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
Согласно пп.5 п.3 ст.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» гражданам, указанным в пп. 11 п.1 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании удостоверения серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ являлся участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1987 году.
Согласно свидетельству о рождении матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Артемова В.С..
В материалах дела также имеется свидетельство I-КН № от ДД.ММ.ГГГГ о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области по доверенности Коленько О.И., пояснила, что Артемова В.С., 1932 года рождения является пенсионером. С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена трудовая пенсия по старости досрочно за работу во вредных условиях труда на основании Списка №. Вторая пенсия по случаю потери кормильца, умершего сына-ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС, назначена Артемовой В.С. на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст. 23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, решением комиссии ГУ УПФ РФ в Таврическом районе от ДД.ММ.ГГГГ№ Артемовой В.С. пенсия по случаю потери кормильца назначена с ДД.ММ.ГГГГ, с первого числа месяца в котором гражданин обратился за ней.
Доводы представителя истца по доверенности Сосненко Е.В. о том, что Артемовой В.С. пенсия по случаю потери кормильца необходимо назначить с даты ее обращения в Пенсионный фонд - ДД.ММ.ГГГГ суд полагает несостоятельными, поскольку, в соответствии с ст.23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Назначение пенсии в соответствии с ст. 22 указанного закона производится на основании заявления гражданина.
В судебном заседании свидетель ФИО6, пояснила, что Артемова В.С. является пенсионером по старости, иных средств к существованию, кроме своей пенсии, она не имеет. Истица обращалась неоднократно, том числе в 2010,2011 годах, в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе с устными вопросами по поводу разъяснения ей условий назначения выплат компенсационного характера. Одновременно с данными вопросами Артемова В.С. просила разъяснить право на получение ею пенсии по случаю потери кормильца, сына - участника ликвидации аварии на ЧАЭС.
Также в судебном заседании представитель истца Сосненко Е.В. пояснила, что в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда должны разъяснять застрахованным лицам их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Артемова В.С. обратилась с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца – умершего сына, 01.04.2011 года. Обращения Артемовой В.С.в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе ДД.ММ.ГГГГ, согласно справке ГУ УПФ РФ в Таврическом районе от21.07.2011 свидетельствуют о ее обращениях консультационного характера по вопросам компенсационных выплат.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области пояснила, что Артемова В.С. обращалась в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе с вопросами о выплате компенсационного характера. Данные консультации зарегистрированы в базе данных ГУ УПФ РФ в Таврическом районе.
Тем самым, доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что Артемова В.С. обращалась с письменным заявлением в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не имеется. Действия сотрудников ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по вопросам дачи консультаций, разъяснении Артемовой В.С. вопросов в области пенсионного законодательства не противоречат нормам действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, и подтверждается заявлением Артемовой В.С. о назначении пенсии, что обращение Артемовой В.С. с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца поступило в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области ДД.ММ.ГГГГ Пенсия по случаю потери кормильца назначена ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ст. 13 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пп.3 п.4 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Тем самым суд полагает, что Артемова В.С. обратилась за назначением ей пенсии по случаю потери кормильца спустя 12 месяцев после его смерти – ДД.ММ.ГГГГ связи с чем указанная пенсия должна была быть назначена ей в соответствии с положениями ст. 13, 23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», ст. 19 «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
При указанных обстоятельствах, решение принятое ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Артемовой В.С. о назначении пенсии по случаю потери кормильца не соответствует нормам действующего пенсионного законодательства.
В соответствии с ст. 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно квитанциям на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Артемова В.С. понесла расходы на оказание юридической помощи в сумме 2000 рублей, связанных с указанным иском, а также согласно квитанции истец уплатила государственную пошлину в сумме 400 рублей, тем самым, возмещению с ответчика в ее пользу подлежит сумма 2400 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Артемовой В.С. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по Омской области о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца за умершего ФИО4, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с периода фактического обращения с ДД.ММ.ГГГГ, о признании решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании выплатить сумму пенсии по потери кормильца за умершего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки в сумме 2000 рублей удовлетворить частично.
Признать за Артемовой В.С..12.1932 года рождения, право на назначение пенсии по случаю потери кормильца за умершего ФИО1, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области № от ДД.ММ.ГГГГо назначении Артемовой В.С. второй пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области назначить Артемовой В.С. пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить Артемовой В.С. неполученную пенсию по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Таврическом районе в пользу Артемовой В.С. судебные расходы в сумме 2000 рублей, государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Таврический районный суд в 10 дневный срок.
Мотивированное решение по делу изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья. Решение вступило в законную силу 24.08.2011