Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2011
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Лукьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой И.А. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе об отказе в установлении пенсии досрочно, протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязании включить в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, обязании включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
установил:
Лебедева И.А. обратилась в суд иском к ГУ УП РФ о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе об отказе в установлении пенсии досрочно от ДД.ММ.ГГГГ №, протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании включить в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивает, пояснила, что по исполнению 25 лет стажа ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по вопросу назначения досрочной пенсии. Однако ответчик отказал в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как период ухода за ребенком, т.е. 2 г.9 мес. 14 дн.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение на курсах повышения квалификации. Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ заверенной главным врачом <данные изъяты>», отпуск по уходу за ребенком предоставлялся до полутора лет ребенку, т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (а не до ДД.ММ.ГГГГ как отражено в отказе ГУ УПФ). При этом она работала на полную ставку и в течение полного рабочего дня, в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения Иртышской ЦРБ. За этот период истицей представлены справки № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате с января 2002 г. по апрель 2002 г. и с февраля 2003 г. по февраль 2005 г.. Как указано в протоколе № ГУ УПФ в данной справке не отражена денежная единица <адрес> в указанный период; а в представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за этот период работы производилось удержание с заработной платы для пенсионного фонда, но удержанные средства в пенсионный фонд не перечислялись. Полагает, что у нее отсутствует вина в том, что работодатель не производил перечислений в пенсионный фонд страховых взносов. Это вина предприятия, которая не должна являться основанием к отказу во включении периодов работы в льготный стаж. Помимо этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель командировал ее на обучение на курсах повышения квалификации. О направлении на курсы издавались приказы с указанием срока начала и окончания командировки и количество календарных дней.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по доверенности Васякина А.П. пояснила, что ГУ УПФ РФ в Таврическом районе не включен в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на досрочную пенсию Лебедевой И.А. периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в пенсионный фонд не были перечислены страховые взносы, а также в связи с тем, что Лебедева И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, поскольку указанный отпуск происходил после ДД.ММ.ГГГГ, то засчитывать его в специальный стаж правовых оснований не имелось. В протоколе допущена техническая ошибка в указании причин не включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период не включен в специальный стаж истца по двум основаниям: нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком и отсутствие перечисления в пенсионный фонд денежных средств. Сам факт работы Лебедевой И.А. <данные изъяты> в этот период ответчиком не оспаривается. До 1999 г. трудовой стаж подлежит исчислению согласно трудовой книжке, а с 2000 года для назначения льготной пенсии необходимо перечисление страховых взносов в пенсионный фонд. Также не включен в специальный стаж период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что курсы повышения квалификации не являются ежегодным дополнительным отпуском.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
В соответствии с ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Указанное Соглашение заключено, в том числе, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
В судебном заседании установлено, что Лебедева И.А. является гражданкой РФ.
Согласно п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) (с изменениями от 26 мая 2009 г.) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев, прежними Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ 22.09.1999 № 1066 устанавливался аналогичный порядок подсчета специального стажа медицинским работникам.
Из копии трудовой книжки Лебедевой (И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала <данные изъяты>
Согласно копии архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главным врачом <данные изъяты>», Лебедева И.А. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,0 ставку в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения стационара (л.д. 18).
Данное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в справке № от ДД.ММ.ГГГГ указано начисление с февраля 2003 по февраль 2005 без указания денежных единиц, а также в справке указано, что отчислений в Пенсионный фонд не производилось. Также по справке невозможно определить: проводилось в данный период начисление заработной платы, на какую ставку, либо производилось начисление пособия на ребенка по уходу за ребенком до 3-х лет. В связи чем, оснований для включения в специальный стаж указанного периода работы не имеется (л.д.5,6).
В судебном заседании представитель ответчика поддержала указанные доводы, дополнительно пояснила, что справка о заработной плате за период с 2002 по 2005 запрашивалась также для получения сведений о перечислении денежных средств работодателем в органы пенсионного обеспечения.
Однако данные доводы ответчика суд полагает несостоятельными, поскольку согласно п.3 ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Согласно письму Центрального Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 29-5/1141 в Казахстане в 1993 году введена национальная валюта – тенге. Из информации ЦБР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в перечень иностранных валют, официальные курсы которых будут устанавливаться ежедневно (по рабочим дням), включена валюта Казахстана - казахский тенге.
Из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> (л.д.14) со ссылкой на платежные ведомости, следует, что ФИО1 в период с февраля 2003 года по февраль 2005 года начислялась заработная плата.
Согласно копии выписки из приказа по <данные изъяты> №-К от ДД.ММ.ГГГГ, Лебедеву И.А. – операционную медсестру хирургического отделения стационара, считать вышедшей из декретного отпуска по уходу за ребенком и приступившей к работе с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
Согласно копии архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главным врачом <данные изъяты> Лебедева И.А. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,0 ставку в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения стационара; отпуск по уходу за ребенком предоставлялся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Тем самым суд полагает, что Лебедева И.А. в период c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно работала на 1,0 ставку в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения стационара Иртышской ЦРБ.
Довод представителя ответчика о том, что указанный период работы истца не следует засчитывать в специальный стаж, поскольку перечислений страховых взносов в Пенсионный фонд не производилось, не обоснован.
В ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Обязанность по уплате страховых взносов в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" лежит на работодателе, а не на работнике.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной КГКП «Иртышская ЦРБ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось удержание с заработной платы для пенсионного фонда, но удержанные средства в пенсионный фонд не перечислялись (л.д.16).
Из справки <адрес> <адрес> <адрес> филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что страховые взносы в пенсионные органы Казахстана на Лебедеву И.А. не перечислялись ( л.д.12).
То обстоятельство, что за данный период работы работодателем не производились отчисления страховых взносов в соответствующие органы пенсионного обеспечения, не может служить основанием к отказу в зачете данного периода работы в стаж для назначения пенсии, и оно не может нарушать пенсионных прав гражданина. Тем самым суд полагает исковые требования Лебедевой И.А. о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения стационара подлежащими удовлетворению.
Также в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Таврическом районе указано, что Лебедевой И.А. не включен в специальный стаж период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанные периоды не предусмотрены для включения специальный стаж, кроме того данные период не являются дополнительно оплачиваемыми отпусками.
Как следует из материалов дела, Лебедева И.А. на основании приказов главного врача МУЗ «Таврическая ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № направлялась в командировки на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22,23).
Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в период обучения Лебедевой И.А. на курсах повышения квалификации в 2007 и 2009 годах за ней сохранялся средний заработок.
Статьями 187, 173 ТК РФ предусмотрены гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения заработную плату производятся взносы в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд РФ.
При указанных обстоятельствах не включение в специальный стаж истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации или ином виде профессионального обучения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ влечет необоснованное ограничение пенсионных прав Лебедевой И.А., в связи с чем, подлежит удовлетворению требование истца о включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации.
Вместе с тем, довод истца о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд полагает необоснованным.
До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Со дня вступления в силу указанного Закона РФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Как следует из материалов дела, Лебедевой И.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Тем самым, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет имевший место после ДД.ММ.ГГГГ года, и в период ее трудовой деятельности, связанной с лечебной, ответчиком обоснованно не включен в специальный стаж Лебедевой И.А., в связи с чем исковые требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на день обращения за пенсией, ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Лебедевой И.А. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял более 25 лет, в связи с чем следует удовлетворить требование о признании за Лебедевой И.А. права на досрочную пенсию по старости с момента обращения за ней. Также подлежат удовлетворению требования истицы об обязании ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области включить в ее трудовой стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы операционной медицинской сестрой Иртышской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить Лебедевой И.А. досрочную трудовую пенсию по старости связи занятием лечебной деятельностью со дня обращения за ней.
решил:
Исковые требования Лебедевой И.А. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Таврическом районе об отказе в установлении пенсии досрочно, протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязании включить в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, обязании включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.
Признать решение ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии Лебедевой И.А. в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ незаконным.
Признать протокол заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Таврическом районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Признать за Лебедевой И.А. право на назначение пенсии по выслуге лет в связи с занятием лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения.
Обязать ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области включить в Лебедевой И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы операционной медицинской сестрой хирургического отделения стационара <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Лебедевой И.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи занятием лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области в пользу Лебедевой И.А. государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10- дневный срок в Омский областной суд через Таврический районный суд Омской области.
Мотивированное решение по делу изготовлено 28 июля 2011 года.
Судья. Решение вступило в законную силу 09.08.2011