по иску Пахалковой Е.М. к Администрации ТМР о предоставлении соц выплаты



                                                       РЕШЕНИЕ                                                             

                      Именем Российской Федерации

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Мазо М.А.

при секретаре Миллер О.В.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в р.п. Таврическое гражданское дело по исковому заявлению Похалковой Е.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних АС, АА!, АА2, МР к Администрации Таврического МР о предоставлении социальной выплаты,

            у с т а н о в и л:

Похалкова Е.М. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании предоставить социальную выплату ей и членам ее семьи в полном объеме, а именно в размере <данные изъяты> рублей (что составляет 80% от расчетной стоимости работ) на завершение строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственными силами застройщика с использованием средств социальной выплаты в рамках реализации целевой программы «Развитие жилищного строительства на территории Омской области», взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей.

Из пояснений Похалковой Е.М. следует, что она обратилась в Администрацию Таврического района с заявлением о включении ее в программу «Развитие жилищного строительства на территории Омской области», подпрограмму «Развитие индивидуального жилищного строительства». ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ей был представлен Договор «на завершение строительства индивидуального жилого дома собственными силами застройщика с использованием средств социальной выплаты. Согласно договору стоимость сооружаемого жилого дома составляет <данные изъяты> рублей, и является неизменной на весь срок действия договора. При этом финансирование строительства должно осуществляться инвестором: за счёт средств областного бюджета <данные изъяты> рублей, за счёт средств районного бюджета <данные изъяты> рублей путём предоставления социальной выплаты, установленной решением комиссии по жилищным вопросам Таврического Муниципального района, подрядчиком в объёме <данные изъяты> рублей. Данный договор она вынуждена была подписать, так как в противном случае, как ей пояснили, она не была бы включена в указанную программу, но при подписании договора она написала возражения по поводу размера предоставленной социальной выплаты. Она считает, что согласно действующей программе ей должна быть выплачена сумма в размере 80% от расчетной стоимости жилого дома, так как она является одинокой, многодетной матерью, проживает в доме, принадлежащем ее родителям, которые в ближайщее время намерены его продать и у нее отсутствуют необходимые для достройки дома собственные средства. Денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей недостаточна для строительства жилого дома, так как ей не представляется возможным самостоятельно найти нужную денежную сумму, чтобы завершить строительство. Данные денежные средства в настоящее время ей перечислены и поступили на ее банковский счет. Кроме того, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрена норма предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере не менее 35% от расчетной стоимости, вместе с тем, выделяемая Администрацией социальная выплата меньше указанной нормы. Считает, что незаконными действиями администрации ей был причинен моральный вред, поэтому в счет компенсации морального вреда она просит взыскать сумму в размере <данные изъяты> рублей, кроме того, при подаче искового заявления она понесла расходы на оплату услуг адвоката в размере 3000 рублей и оплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, которые она также просит взыскать с ответчика.

    Из пояснений представителя ответчика Администрации Таврического МР – Пунды И.И., действующего на основании доверенности, следует, что исковые требования он не признает в полном объеме. В соответствии с заявлением истец была включена в подпрограмму «Развитие индивидуального жилищного строительства». На основании разработанного в Администрации района порядка было проведено заседание жилищной комиссии в соответствии с которым, было принято решение о выделении Похалковой социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей. Выделение социальных выплат по данной подпрограмме осуществляется на условиях софинансирования средствами областного бюджета и средствами местного бюджета. Учитывая, что денежные средства приходят из областного бюджета в ограниченном количестве, поэтому на заседании жилищной комиссии с учетом степени готовности (по завершению строительства) жилого дома, а также времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, определяются лица, которым будет предоставлена данная социальная выплата, а также размер социальной выплатой. Определение размера социальной выплаты является прерогативой администрации, кроме того, в указанной подпрограмме определено, что социальная выплата может быть предоставлена до 80% от расчетной стоимости дома, при этом на администрацию не возлагается обязанность производить социальные выплаты в размере 80% от расчетной стоимости жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ денежные средства, выделенные на эти цели из областного и местного бюджетов полностью распределены между участниками подпрограммы, данная социальная выплата была предоставлена 40 участникам подпрограммы, в том числе и истцу, причем предоставленная истцу выплата в размере <данные изъяты> рублей является практически максимальной среди предоставленных социальных выплат в этом году.

      Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Омской области от 24 марта 2011 года №43-п была утверждена Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)». В соответствии с п.9 подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» целью предоставления субсидий местным бюджетам является софинансирование расходов муниципальных образований Омской области на предоставление мер государственной поддержки граждан в строительстве (реконструкции) индивидуального жилья. Общие условия предоставления субсидий и критерии отбора муниципальных образований Омской области установлены в разделе 9 Программы. Кроме того, условиями предоставления субсидий являются: - наличие порядка предоставления гражданам социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья, а также списков граждан, изъявивших желание получить социальные выплаты на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья в соответствии с данным порядком; - предоставление социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья гражданам из средств местного бюджета в объеме не более 70 процентов (для семей работников организаций, финансируемых за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, с тремя и более детьми - до 80 процентов) расчетной стоимости строительства (реконструкции) индивидуальных жилых домов при условии оплаты гражданином части стоимости строительства (реконструкции) индивидуального жилья в размере не менее 30 процентов либо выполнение работ по строительству (реконструкции) собственными силами (при завершении строительства индивидуального жилого дома не более остатка сметной стоимости его строительства); - определение расчетной стоимости строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома исходя из общей площади индивидуального жилого дома по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м - на одиноко проживающего человека) и стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определяемой ежегодно органом местного самоуправления Омской области в соответствующем муниципальном образовании Омской области, но не более средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Размер субсидии по каждому муниципальному образованию Омской области определяется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом списка граждан - претендентов на участие в подпрограмме по муниципальному образованию Омской области.

В соответствии с Порядком предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, социальных выплат на строительство и реконструкцию индивидуального жилья, утвержденным постановлением Главы Таврического МР Омской области от 31.03.2011 года №358, социальная выплата предоставляется гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по решению администрации Таврического МР исходя из следующих критериев: степени готовности (по завершению строительства) жилого дома, времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях (п.3). Источником финансирования предоставления социальных выплат являются средства Областного фонда софинансирования расходов выделяемые муниципальным образованиям Омской области для развития ИЖС в форме субсидий, а также средства бюджета Таврического МР (п.6). Социальные выплаты предоставляются в объеме до 70 процентов (для семей работников организаций, финансируемых за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, с тремя и более детьми – до 80 процентов) расчетной стоимости строительства или реконструкции индивидуального жилого дома (п.11). Для предоставления социальных выплат администрация района заключает с гражданами, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в случае строительства, реконструкции индивидуального жилого дома собственными силами застройщика двухсторонний договор между застройщиком и администрацией района (п.13). В заключаемых в соответствии с п.13 настоящего Порядка договорах указывается стоимость строительства или реконструкции жилого дома, объем предоставляемой социальной выплаты, порядок расчетов за выполненные работы, объемы собственных средств, вносимых застройщиком в строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома или объем работ, выполняемых застройщиком за счет собственных средств (п.14).

В соответствии с Положением о комиссии по жилищным вопросам, утвержденным постановлением Администрации Таврического МР № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в том числе, рассматривает вопросы, связанные с реализацией федеральных и областных программ в области обеспечения жилищных прав граждан (п.2.11). На основании протокола заседания Комиссии принимается постановление администрации Таврического МР (п.4.8).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Похалкова Е.М. обратилась в Администрацию Таврического МР с заявлением о включении ее в указанную выше подпрограмму.

Согласно протоколам заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлениям Администрации Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были утверждены список, дополнительный список граждан-получателей социальных выплат по указанной выше подпрограмме, всего 40 человек, в том числе и Похалкова, а также размеры указанных социальных выплат.

Согласно договору на завершение строительства индивидуального жилого дома собственными силами застройщика с использованием средств социальной выплаты в рамках реализации целевой программы «Развитие жилищного строительства на территории Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Таврического МР и Похалковой Е.М., предметом Договора является взаимодействие сторон по инвестированию, строительству и сдаче в эксплуатацию жилого дома по адресу. <адрес>, общей площадью не менее 90,0 кв. метров с использованием социальной выплаты в рамках подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства». Согласно договору стоимость сооружаемого жилого дома составляет <данные изъяты> рублей, и является неизменной на весь срок действия Договора. Финансирование строительства осуществляется: Инвестором: за счёт средств областного бюджета <данные изъяты> рублей, за счёт средств районного бюджета <данные изъяты> рублей путём предоставления социальной выплаты, установленной решением комиссии по жилищным вопросам Таврического Муниципального района (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.), подрядчиком в объёме <данные изъяты> рублей. Срок окончания работ был определен декабрем ДД.ММ.ГГГГ. К договору было приобщено заявление Похалковой об увеличении суммы социальной выплаты до 80% от стоимости сооружаемого жилого дома.

Свидетельством было удостоверено, что Похалкова и члены ее семьи являются получателями социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение о том, что Похалкова остается в списке участников данной подпрограммы с суммой социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, срок ввода жилого дома в эксплуатацию был перенесен на декабрь ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, между сторонами был подписан новый договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке, выданной Администрацией Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» в Администрацию Таврического МР поступило на расходование социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья денежные средства из областного бюджета – <данные изъяты> рублей, из местного бюджета – <данные изъяты> рубля. Денежные средства были перечислены на блокированные счета граждан-получателей.

Согласно справке, выданной Комитетом по делам градостроительства, архитектуры и газификации Администрации Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках указанной выше подпрограммы в ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены социальные выплаты 40 участникам подпрограммы. Отказавшихся от получения социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ не было.

Согласно сводному списку граждан желающих принять участие в указанной подпрограмме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в списке значится 134 человека, при этом Похалкова указана в данном списке под №31.

    Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истцу, которая является участником подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства», была предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома в размере <данные изъяты> рублей. Доводы истца о том, что социальная выплата должна быть выше и составлять 80% от расчетной стоимости строительства дома указанной в договоре, т.е. в размере <данные изъяты> рублей, суд считает необоснованными, так как в соответствии с указанными выше нормативными актами предоставление социальных выплат осуществляется в объеме до 80%, при этом размер социальной выплаты в каждом конкретном случае устанавливается Администрацией Таврического МР, исходя из объемов финансирования, степени готовности жилого дома, времени постановки на учет. В указанном случае по решению комиссии по жилищным вопросам Администрации Таврического МР, т.е. уполномоченного органа, истцу была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей, т.е. в объеме до 80% от расчетной стоимости строительства жилого дома, доказательства того, что указанная социальная выплата определена в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством истец суду не представила, при этом доводы истца о том, что данная выплата должна быть произведена в размере не менее 35% расчетной стоимости жилья, суд считает несостоятельными, так как указанная норма предусмотрена подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, при этом в судебном заседании было установлено, что указанная выше социальная выплата предоставлена истцу как участнице подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства», что истцом не оспаривалось. Доводы истца о том, что социальная выплата должна быть предоставлена в размере <данные изъяты> рублей, так как у нее отсутствуют денежные средства на достройку дома собственными силами, в данном случае не имеют правового значения и не могут служить основанием для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу социальную выплату в указанном ей размере, так как определение размера социальной выплаты является правом ответчика, кроме того, суд учитывает, что выделенные по данной подпрограмме денежные средства были в полном объеме распределены между всеми участниками подпрограммы, при этом доказательства обратного истец суду не представила.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца об обязании предоставить социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат.

    Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

     Учитывая, что при рассмотрении данного дела нарушение каких-либо прав и законных интересов истца установлено не было, суд считает, что требования истца о взыскании в счет компенсации морального вреда суммы в размере <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что исковые требования Похалковой удовлетворены не были, суд считает, что понесенные Похалковой расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей возмещению другой стороной не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Похалковой Е.М. к Администрации Таврического муниципального района Омской области об обязании предоставить социальную выплату Похалковой Е.М. и членам ее семьи дочерям АС, АА!, сыновьям АА2, МР в полном объеме, а именно в размере <данные изъяты> рублей (что составляет 80% от расчетной стоимости работ) на завершение строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> собственными силами застройщика с использованием средств социальной выплаты в рамках реализации целевой программы «Развитие жилищного строительства на территории Омской области», взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года______________________________Решение вступило в законную силу 31.01.2012 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200