по заявлению Фоменко А.И. о признании Совета Любомировского с/п о снятии с депутатских полномочий



                                                  РЕШЕНИЕ

                      Именем Российской Федерации

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Мазо М.А.

при секретаре Миллер О.В.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в р.п. Таврическое гражданское дело по заявлению Фоменко А.Н. о признании незаконным решения Совета Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района о снятии депутатских полномочий,

            у с т а н о в и л:

    Фоменко А.Н. с последующими уточнениями обратился в суд с заявлением о признании незаконным и полностью недействующим решение главы Любомировского с\п – председателя Совета депутатов Любомировского с\п Редько Ю.Г. и девятой (внеочередной) сессии второго созыва Совета депутатов Любомировского с\п от ДД.ММ.ГГГГ о снятии депутатских полномочий с депутата Совета Любомировского с\п Фоменко А.Н., обязании главу Любомировского с\п – председателя Совета депутатов Любомировского с\п Редько Ю.Г. и Совета депутатов Любомировского с\п устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод в отношении депутата Совета Любомировского с\п Фоменко А.Н., направлении решения суда в соответствующие правоохранительные органы с целью проведения проверки в отношении указанных фактов нарушения действующего уголовного законодательства, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

    Фоменко А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, кроме того, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялась сессия Совета депутатов Любомировского с\п на которой рассматривался вопрос «О снятии депутатских полномочий с депутата Фоменко А.Н.». Результаты голосования: за – <данные изъяты> человека, воздержалось – <данные изъяты> человек, не присутствовал <данные изъяты> человек, депутат Фоменко не голосовал из этических соображений. В результате по итогам голосования решение о снятии депутатских полномочий с депутата Фоменко не принято, как предусмотрено действующим законодательством и Уставом Любомировского с/п, простым большинством от установленного числа депутатов. Вместе с тем, Редько Ю.Г., несмотря на результаты голосования, было принято единоличное решение о снятии депутатских полномочий с Фоменко. Кроме того, указанное решение является незаконным не только ввиду того, что оно принято единолично главой Любомировского с\п, но и ввиду нарушения Советом Любомировского с/п законодательства, предусматривающего порядок отзыва депутата. Считает, что решение Редько нарушает не только его права и свободы как законно избранного депутата, но и права и свободы избирателей, избравших его депутатом, кроме того, считает, что действиями Редько ему был причинен моральный вред, поэтому в счет компенсации морального вреда он просит взыскать сумму в размере <данные изъяты> рублей.

      Из пояснений Главы Любомировского с\п - председателя Совета Любомировского с\п Редько Ю.Г. следует, что он просит в удовлетворении требований Фоменко отказать, так как указанное решение Совета было принято в соответствии с действующим законодательством.

      Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п.п.5 п.10 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

    В силу п.11 ст.40 ФЗ №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

    В соответстии со ст.43 ФЗ №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44). Решение уполномоченного органа (по общему правилу - представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям (Определение №285-0-0 от 15.04.2008 года).

Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что приговором Таврического районного суда депутат Совета Любомировского с\п Фоменко А.Н. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.2 ст.167, ст.319 УК РФ с назначением наказания в виде <данные изъяты> года л.с. условно с испытательным сроком в <данные изъяты> и в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанный приговор был оставлен без изменения. ДД.ММ.ГГГГ Главой Любомировского с\п было подписано решение девятой (внеочередной) сессии второго созыва Совета депутатов Любомировского с\п, которым было постановлено снять депутатские полномочия с депутата Совета Любомировского с\п по Любомировскому многомандатному округу Фоменко А.Н. в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора Таврического районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из протокола заседания Совета Любомировского с\п от ДД.ММ.ГГГГ, на сессии присутствовало <данные изъяты> депутатов, при этом за принятие указанного выше решения «за» прогосоловало <данные изъяты> депутата, «против» - нет, «воздержались» - <данные изъяты> депутатов. Решение было принято.

В соответствии со ст.17 Устава Любомировского с\п совет сельского поселения обладает правами юридического лица.

Согласно ст.19 Устава «Порядок рассмотрения и принятия Советом сельского поселения правовых актов», по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом Совет сельского поселения принимает решения устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, а также решения по вопросам организации деятельности Совета сельского поселения. Решения Совета сельского поселения принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено настоящим Уставом.

В силу п.5 ст.25 Устава полномочия депутата Совета сельского поселения прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

В соответствии со ст.29.1 Устава решение о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора принимается Советом депутатов муниципального образования и оформляется решением, в котором указывается дата прекращения полномочий, определенная вступлением в законную силу обвинительного приговора суда. Решение о досрочном прекращении полномочий должно быть принято не позднее чем в течение 7 рабочих дней после установления основания, влекущего прекращение полномочий на внеочередной (очередной) сессии представительного органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеназванные правовые нормы имеют императивный характер, и полномочия депутата в данном случае прекращаются в силу прямого указания закона, суд считает, что представительный орган Любомировского с\п на очередном заседании (сессии), в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с действующим законодательством, правомерно принял решение о прекращении полномочий депутата Фоменко А.Н., в связи с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, доводы заявителя о том, что данное решение Совета не может считаться принятым, так как за него не проголосовало большинство из установленного числа депутатов, суд считает необоснованными, так как ст.19 Устава на которую ссылается заявитель, предусматривает процедуру принятия Советом (большинством голосов от установленного числа депутатов), только решений нормативного характера и решений по вопросам организации деятельности Совета, вместе с тем, порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата регулируются ст.29.1 Устава, которой установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора принимается Советом депутатов и оформляется решением, при этом в указанной правовой норме отсутствует ограничение по количеству депутатов, которые должны проголосовать за принятие указанного решения и в любом случае полномочия депутата в данном случае прекращаются не на основании решения Совета, а в силу прямого указания закона, в указанном случае Совет лишь констатировал факт досрочного прекращения полномочий депутата Фоменко. Доводы Фоменко о том, что Редько принял единоличное решение о снятии депутатских полномочий с Фоменко, суд считает необоснованными, так как в судебном заседании было установлено, что указанное выше решение было принято на сессии Совета Любомировского с\п и было подписано Редько Ю.Г., который является председателем Совета Любомировского с\п, в пределах предоставленных ему Уставом Любомировского с/п полномочий. Доводы Фоменко о том, что Совет Любомировского с\п не имел полномочий по принятию решения о прекращении депутатских полномочий Фоменко, так как указанное решение по-мнению заявителя могло принять только избравшее его население, суд считает несостоятельными, так как они противоречат указанным выше правовым нормам, кроме того, ссылка заявителя на правовые нормы, которые предусматривают процедуру отзыва депутата необоснованна и не имеет правового значения, так как в данном случае полномочия депутата Фоменко прекращаются не в связи с его отзывом, а в связи с вступлением в отношении него обвинительного приговора суда.

Таким образом, указанное выше решение Совета депутатов Любомировского с\п соответствует требованиям закона и не нарушает права и свободы Фоменко А.Н., поэтому заявление Фоменко А.Н. удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

     Учитывая, что при рассмотрении данного дела нарушение каких-либо прав и законных интересов Фоменко установлено не было, суд считает, что требования Фоменко о взыскании в счет компенсации морального вреда суммы в размере 100 000 рублей удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении заявления Фоменко А.Н. о признании незаконным и полностью недействующим решение главы Любомировского с\п – председателя Совета депутатов Любомировского с\п Редько Ю.Г. и девятой (внеочередной) сессии второго созыва Совета депутатов Любомировского с\п от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> о снятии депутатских полномочий с депутата Совета Любомировского с\п Фоменко А.Н., обязании главы Любомировского с\п – председателя Совета депутатов Любомировского с\п Редько Ю.Г. и Совета депутатов Любомировского с\п устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод в отношении депутата Совета Любомировского с\п Фоменко А.Н., направлении решения суда в соответствующие правоохранительные органы с целью проведения проверки в отношении указанных фактов нарушения действующего уголовного законодательства главой Любомировского с\п – председателем Совета депутатов Любомировского с\п Редько Ю.Г., компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 20.12.2011 года________________________Решение вступило в законную силу 08.02.2012 года