прокурор Таврического района Омской области к администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области об обязании установить границы полос отовода автомобильных дорог



.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                         р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области

в составе судьи Пунды И.А.,

при секретаре Миллер О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Таврического района Омской области к администрации Ленинского сельского поселения Таврического МР Омской области об обязании установить границы полос отвода автомобильных дорог,

установил:

прокурор Таврического района Омской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Ленинского сельского поселения установить границы полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Ленинского сельского поселения и расположенных <адрес>

    В ходе судебного заседания представитель истца Усатов А.В.. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления об изменении заявленных исковых требований и просит суд обязать администрацию Ленинского сельского поселения установить порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Обязать администрацию Ленинского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ сформировать (определить) границы земельного участка в натуре, поставив его на кадастровый учёт) и оформить правоустанавливающие документы на земельный участок – полосы отвода автомобильных дорог под сооружениями – внутрипоселковыми автомобильными дорогами, находящимися в собственности Ленинского сельского поселения и расположенными в <адрес> От ранее заявленных требований истец отказывается.

В обоснование заявленных требований представитель истца Усатов А.В. . пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при реализации полномочий в части осуществления дорожной деятельности администрацией Ленинского сельского поселения.

    Как установлено ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли и в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, среди которых выделяются в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться данные земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Согласно ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.01.2011 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257 – ФЗ) полоса отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.01.2011 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 257 – ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) одним из полномочий сельских поселений является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 3 Федерального закона № 257 – ФЗ определено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Установлено, что в собственности Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района имеется автомобильные дороги, расположенные по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Между тем, границы полос отвода данных дорог не установлены, регистрация права собственности на земельные участки полос отвода не осуществлена.

Отсутствие надлежащего оформления полос отвода автомобильных дорог может повлечь не по назначению использование земельных участков, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, а так же создает возможность осуществления запрещенной деятельности на указанных участках, что не обеспечивает должным образом безопасность дорожного движении и нарушает права граждан.

    Просит обязать администрацию Ленинского сельского поселения установить порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Обязать администрацию Ленинского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ сформировать (определить) границы земельного участка в натуре, поставив его на кадастровый учёт) и оформить правоустанавливающие документы на земельный участок – полосы отвода автомобильных дорог под сооружениями – внутрипоселковыми автомобильными дорогами, находящимися в собственности Ленинского сельского поселения и расположенными в <адрес>

    Представитель ответчика – администрации Ленинского сельского поселения глава– Иванов О.В. - не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку действительно в собственности автомобильные дороги, расположенные по <адрес>

Проанализировав доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться данные земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Согласно ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.01.2011 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257 – ФЗ) полоса отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 257 – ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) одним из полномочий сельских поселений является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

обязать администрацию Ленинского сельского поселения установить порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Обязать администрацию Ленинского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ сформировать (определить) границы земельного участка в натуре, поставив его на кадастровый учёт) и оформить правоустанавливающие документы на земельный участок – полосы отвода автомобильных дорог под сооружениями – внутрипоселковыми автомобильными дорогами, находящимися в собственности Ленинского сельского поселения и расположенными в <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Омский областной суд через Таврический районный суд Омской области.

Решение вступило в законную силу 24.04.2012.