Иск Омарова З. о признании незаконным действий по не включению в список на получение единовременной денежной выплаты...



РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

25 мая 2012 г.

Таврический районный суд Омской области в составе

Председательствующей Александрович Т.В.

При секретаре Путинцева Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Омарова З. о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития Омской области по не включению его как участника Великой Отечественной войны в сводный список на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности по включению в этот список,

Установил:

Омаров З. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития Омской области по не включению его как участника Великой Отечественной войны в сводный список на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности по включению в этот список.

По ходатайству Омарова З. дело рассмотрено в его отсутствие с участием представителя по доверенности, Омарова Х.З.

Представитель Омарова З. полностью поддержал заявленные требования. Он пояснил, что Омаров З. – его отец. Он является участником Великой Отечественной войны, не имеет своего благоустроенного жилья. Постановлением администрации <данные изъяты> Омаров З. признан нуждающимся в жилом помещении. Однако Министерством труда и социального развития Омской облсти было отказано в предоставлении денежной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Законом «О ветеранах». Считает данный отказ незаконным. В настоящее время Омаров З. проживает в доме, принадлежащем Омарову Х.З. общей площадью 79,5 кв. м.. В доме также прописаны родственники, которые фактически с ними не проживают. Дом не имеет централизованного водоснабжения, канализации. Отопление газовое. Отец имеет право и желает приобрести благоустроенное жилье и жить в нем.

Представители администрации Любомировского сельского поселения и Таврического муниципального района в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, с заявленными требованиями согласны.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменных возражениях он выразил свое несогласие с заявленными требованиями в связи с тем, что Омаров З. проживает с сыном, являющимся членом его семьи, в доме, не признанном аварийном, обеспечен жилой площадью, превышающей учетную норму на одного проживающего.

Проанализировав доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд соглашается с доводами представителя Министерства труда и социального развития Омской области о том, что:

Согласно пункту 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 11 статьи 23.2 Закона о ветеранах постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее -Порядок).

Таким образом, нуждаемость лица в улучшении жилищных условий является одним из обязательных условий для возникновения права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, если:

- граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- граждане проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Омаров 3. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, в жилом помещении, общей площадью 79, 5 кв. м, принадлежащем на праве собственности сыну Омарова 3., Омарову Х.З.

Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относится проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Принимая во внимание общую площадь занимаемого Омаровым 3. жилого помещения, количество проживающих совместно с собственником членов семьи (2 человека) и учетную норму площади жилого помещения (18 кв. м - по информации Администрации Таврического муниципального района Омской области), применяемую для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, Омарова 3. обеспечен общей площадью жилого помещения более установленной ученой нормы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждаемость в жилых помещениях определяется в зависимости от соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям.

При этом само по себе наличие несоответствия жилого помещения требованиям, установленным разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), не влечет нуждаемость в жилых помещениях.

Нуждаемость в жилых помещениях может иметь место только в том случае, если несоответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям, влечет непригодность указанного жилого помещения для проживания, о чем свидетельствует следующее.

Во-первых, пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение). Таким образом, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям неотъемлемо связана с признанием жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Во-вторых, несоответствия жилого помещения, установленным требованиям, не влекущие непригодность указанного жилого помещения для проживания, не имеют юридического значения для возникновения нуждаемости (необеспеченности) в жилых помещениях, так как в этом случае жилые помещения являются безопасными для жизни и здоровья проживающих в них граждан. То есть при проживании в жилом помещении, являющемся пригодным для проживания, в том числе при отсутствии водоотведения, газоснабжения объективная потребность и необходимость в ином жилье отсутствует.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, в том числе расходы на поддержание его в надлежащем состоянии, проведение текущего и капитального ремонта.

Таким образом, собственник должен поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, с тем чтобы оно соответствовало установленным требованиям, его можно было использовать для проживания.

Эти положения основаны на правилах статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В-третьих, об обязательности установления факта непригодности жилого помещения для проживания при признании нуждающимся в жилом помещении также свидетельствует правовая позиция, содержащаяся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07, в котором даны разъяснения по вопросу обеспечения ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, проживающих в неблагоустроенном жилье.

В соответствии с указанным письмом в случае, если решением межведомственной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

Вместе с тем, основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены разделом 3 Положения.

К таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов и прочее.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

При этом пунктом 41 Положения установлено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Кроме того, согласно в 12 Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что д. Веселые Рощи Таврического муниципального района является поселением с централизованными инженерными сетями.

Вместе с тем в учетном деле Омарова 3. отсутствует заключение межведомственной комиссии, предусмотренное пунктом 44 Положения.

Согласно заключению, утвержденному первым заместителем начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (далее - заключение от ДД.ММ.ГГГГ ) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в котором проживает Омарова 3., не соответствует установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

При этом в заключении от ДД.ММ.ГГГГ основания, предусмотренные пунктом 33 Положения выявлены не были, в нем не содержится указаний на аварийное состояние конструкций дома или иные повреждения, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, либо указаний на иные основания для признания дома непригодным для проживания.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что основания и несущие конструкции жилого дома в удовлетворительном техническом состоянии.

Более того заключение от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует требованиям установленным Положением.

Принимая во внимание изложенное, основания для признания Омарова 3. нуждающимся в жилье по пункту 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ в связи с его проживанием в жилом помещении, не отвечающим требованиям, не усматриваются.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны представить доказательства обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований либо возражений.

Омаровым З. не представлены суду убедительные доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований Омарова З. о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития Омской области о признании незаконными действий по не включению его как участника Великой Отечественной войны в сводный список на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности по включению в этот список ОТКАЗАТЬ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента изготовления полного текста решения.

Судья:

Решение изготовлено 30 мая 2012 г.

Судья:

Решение вступило в законную силу 03.07.2012