Иск Самошкиной Л.А. к администрации ТМР об обязании предоставить меры социальной поддержки.



            Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

16 мая 2012 г.

Таврический районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Александрович Т.В.

при секретаре Ладун Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самошкиной Л.А. к Администрации Таврического МР Омской области о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Таврическая ЦРБ» в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения,

                Установил:

Самошкина Л.А. обратилась в суд с указанным иском, поскольку администрацией района ей незаконно не предоставлялись с января 2009 г. до декабря 2011 г. меры социальной защиты в виде частичной компенсации оплаты коммунальных услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в должности <данные изъяты> БУЗОО «Таврическая ЦРБ». До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. Не предоставление администрацией мер социальной поддержки нарушает ее охраняемые Конституцией и законами РФ права. В период 2009-2011 г. ей должны были быть возмещены затраты по оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты> Истица просит обязать администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить ей меру социальной поддержки в виде компенсации коммунальных услуг в размере <данные изъяты>

По ходатайству истицы дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель Администрации Таврического МР Омской области Пунда И.И., действующий на основании доверенности, пояснил, что исковые требования он не признает в полном объеме, так как решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ст.15 Закона №131-ФЗ не отнесено, поэтому такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, которые, начиная с 2009 года не предоставлялись. Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью, поэтому просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель МУЗ «Таврическая ЦРБ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и полагал, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Самошкина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <данные изъяты> БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

Согласно уставу, утверждённому Постановлением главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальное учреждение здравоохранения «Таврическая ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Таврического муниципального района Омской области.

Согласно справки Администрации Таврического городского поселения проживает в <адрес> <адрес>.

Согласно информации, предоставленной МУЗ Таврическая ЦРБ, Самошкина Л.А. получала компенсационные расходы по оплате отопления жилой площади, оплату электроэнергии для освещения жилого помещения до 2008 года включительно.

В течение 2009-2011 г. Самошкина Л.А. имела право на возмещение за счет средств бюджета оплаты коммунальных услуг в размере <данные изъяты>., что подтверждено расчетом, произведенным экономистом БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях <адрес> здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов), неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).

Согласно п.п. 3,4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» <адрес> передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры <адрес>, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, совокупность вышеприведенных норм, действующих в спорный период (2009-2011 г.г.), по существу устанавливала обязанность органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки работникам и неработающим пенсионерам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

В силу ч. 4 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 63 настоящего ФЗ.

В силу ст. 63 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостановлено действие статей 36,37 «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан», Определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству. При этом Верховным Судом при принятии данного решения было указано: «Анализ действующего законодательства, в т.ч. часть 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ по существу устанавливает не право, а обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Ссылка на отсутствие в <адрес> необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав граждан».

Распоряжением <адрес> -рп от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте <адрес> «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления <адрес> передаваемых им государственных полномочий.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения <адрес>, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.

Пункт 1 ст.153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до ДД.ММ.ГГГГ, а направлен на сохранение этих прав и после указанной даты.

Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района (ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ) такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, не свидетельствует о том, что не имеется одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления.

Отсутствие на территории района нормативно-правового акта, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, не может являться правовым основанием для бездействия Администрации в данном вопросе.

Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования на указанные цели основанием для отказа в удовлетворении исковых требований служить не может, так как отсутствие у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот, не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.

В силу ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки судом приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    Решил:

Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Самошкиной Л.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.

Судья:

Решение вступило в законную силу 29.06.2012