Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Лукьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ватке СЮ к Администрации Таврического муниципального района Омской области об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии, для освещения жилого помещения с 01.01.2009г. по 31.12.2011г.,
у с т а н о в и л :
Ватке С.Ю. обратилась с заявлением в суд об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии, для освещения жилого помещения с 01.01.2009г. по 31.12.2011г.. Впоследствии уточнила исковые требования в части размера предоставляемой компенсации расходов на сумму <данные изъяты>., 13.06.2012 вновь уточнила исковые требования на сумму <данные изъяты>
В судебное заседание истец Ватке С.Ю. не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель администрации Таврического района Пунда И.И. полагает, что заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку решение вопросов по предоставлению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений, каковым БУЗОО «Таврическая ЦРБ» являлась до 01.01.2012, в соответствии с ст. 15 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района не отнесено. Органы местного самоуправления обязаны решат только те вопросы, которые прямо установлены в законе № 131-ФЗ. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется исключительно федеральными законами. В свою очередь, соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Таким образом, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджетов (часть 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). Правовые основания для обязания Администрации Таврического муниципального района Омской области осуществлять предоставление социальной поддержки работникам медицинских работников отсутствуют.
Представитель БУЗОО «Таврическая ЦРБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что требования истицы не подлежат удовлетворению, поскольку ею пропущен срок для обращения с иском в суд, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Полагает, что поскольку льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. Финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3.1 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» не является обязанностью субъекта, и осуществляется при наличии возможности. Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно- они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечиваются посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного уровня в целях надлежащего исполнения установленных расходных обязательств. Полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с РФ за счет средств бюджета РФ.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ватке С.Ю. является работником БУЗОО «Таврическая ЦРБ» с 1988 года по настоящее время, работает в должности <данные изъяты>
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области следует, что Ватке СЮ проживает в <адрес> (л.д. 9-10).
Согласно уставу, утверждённому Постановлением главы муниципального района от 25.04.2005 № 559 (редакция №3) с изменениями от 16.09.2010, муниципальное учреждение здравоохранения «Таврическая ЦРБ» относилось к муниципальной системе здравоохранения, учредителем являлось муниципальное образование «Таврический район» в лице администрации Таврического района Омской области (л.д.16-25, 26-28).
Согласно уставу БУЗОО «Таврическая ЦРБ» с 01.01.2012 Таврическая ЦРБ является бюджетным учреждением здравоохранения Омской области.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ватке С.Ю. получала компенсационные расходы и по оплате отопления и освещения за счёт средств областного бюджета до 2008года включительно (л.д.7).
В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии с ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей в период до 31.12.2011) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 19 указанного закона установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в редакции, действовавшей до 31.12.2011, медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области предоставляются меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.Согласно п.п.3, 4 ст.37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в редакции, действовавшей до 31.12.2011, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В судебном заседании не оспаривалось, что Ватке С.Ю. до 2008 года включительно выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст.36 Кодекса, что подтверждается сведениями, представленными БУЗОО «Таврическая ЦРБ» (л.д.7).
В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Согласно п. 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст.53 указанного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ч.4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.
Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Из пункта 50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ, действовавшей до 31.12.2011, следует, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно абз.6 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в редакции, действовавшей до 31.12.2011, установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.
Письмом Министерства финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендуется приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год».
Пунктом 6 ст.3 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 07 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Указанная норма ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.
Закрепленное в ч.1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.
В силу абз.2 ч.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года №12-П и от 15.05.2006 года №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Вопрос о видах, объеме, пределах мер социальной поддержки медицинским работникам по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения, размере компенсации за их не предоставление предметом заявленных требований не является. Отсутствие нормативного правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, свидетельствует о необходимости исходить из объема таких мер, установленных законами Омской области.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Довод представителя Министерства финансов Омской области о пропуске заявителем срока обращения за защитой нарушенного права в суд, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку причиной обращения в суд явилась длительная задержка во внесудебном порядке решения вопроса о возобновлении предоставления мер социальной поддержки.
Тем самым заявленные требования Ватке С.Ю. об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии, для освещения жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно представленным расчетам, размер компенсации расходов на отопление и освещение Ватке С.Ю. за период с 2009 года по 2011 год составляет <данные изъяты>
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить Ватке СЮ меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии, для освещения жилого помещения с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке через Таврический районный суд Омской области в течение месяца.
Судья: _______Решение вступило в законную силу 14.08.2012г.