по иску прокурора в инт. РФ к МЕА о признании не соответствующим действующим законодательством, об обязании устранить нарушения



                            Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                         

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Амержановой Р.О.,

при секретаре Мехряковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Таврического района Омской области в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Милюхиной ЕА не соответствующими действующему законодательству, обязании устранить нарушения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Таврического района Омской области в интересах РФ обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Милюхиной Е.А. об обязании в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ, указав, что Милюхина Е.А с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности в торговой точке, расположенной по адресу <адрес> не соблюдаются нормы природоохранного законодательства. Так в нарушение ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предпринимателем не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, не представляется соответствующая отчетность в уполномоченные федеральные органы, не ведется учет отходов и не производится оплата за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

В судебном заседании помощник прокурора района Усатов А.В. на заявленных требованиях настаивает.

Милюхина Е.А. в судебном заседании не согласна с заявленными требованиями, пояснила, что осуществляет деятельность в торговой точке магазина, а не эксплуатирует помещение. Кроме того пояснила, что как таковой прокурорской проверки не проводилось. В объяснительной, представленной в прокуратуру района, она расписалась не глядя, когда пришла домой, то обнаружила, что фактически подписывала не то, что было на самом деле. Также пояснила, что осуществляет реализацию парфюмерной продукции, от осуществления ею предпринимательской деятельности отходов не производится. Продукцию она продает в упаковках, которые передает покупателям. Иного мусора на территории ее торговой точки нет.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Статьей 4.1 указанного закона установлены классы опасности отходов, которые в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно п.1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3, 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511) отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.

Также ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В судебном заседании помощник прокурора Таврического района Омской области Усатов А.В. пояснил, что предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации парфюмерии в торговой точке, расположенной на территории «<данные изъяты>». При этом от осуществления указанной деятельности образуются отходы, который подпадают под 4 либо 5 класс опасности. На предпринимателя законом возложена обязанность по определению класса опасности отходов, что им не осуществлялось, а также проведению работ по паспортизации отходов, а также предоставлению отчетности и уплате платежей по размещению отходов.

Доводы ответчика Милюхиной Е.А. о том, что прокуратурой района фактически проверка не проводилась, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению, суд полагает не состоятельными.

В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что прокурор обратился с иском в защиту интересов РФ в части обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Полномочий на предъявление иска в виде заявления или материалов проверки не требуется.

В судебном заседании допрошен в качестве специалиста сотрудник Росприроднадзора А., который пояснил, что на предпринимателя законом возложена обязанность по учету отходов, их паспортизации, оплате за их размещение. Доводы ответчика о том, что ею не производится мусор и отходы не может быть основанием для освобождения его от обязанности по учету отходов, поскольку к предпринимателю за покупками обращаются граждане, которые подходят к ее торговой точке. При осуществлении покупок покупателями могут быть обронены бумаги, пищевые отходы и тому подобное. Указанные отходы предприниматель обязан сам убирать. Кроме того для определения класса опасности отходов предприниматель в соответствии с действующим законодательством должен осуществить мероприятия по паспортизации и отнесению отходов к классу опасности. Это предприниматель должен сделать лабораторным путем в соответствующей организации.

В материалах дела имеется копия свидетельства о постановке на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя Милюхиной Е.А., а также договор аренды торговой точки от 01.02.2012 (л.д.7, 8-9).

В соответствии с ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Кроме того, статьей 18 указанного закона установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В материалах дела имеется объяснительная индивидуального предпринимателя Милюхиной Е.А. согласно которой предпринимателем объясняется, что ею не осуществляется мероприятий, направленных на защиту окружающей среды от вредного воздействия производимых от ее предпринимательской деятельности отходов. Из текста объяснительной следует, что она подписана собственноручно ответчиком. Сведений о том, что объяснительная подписана Милюхиной Е.А. под давлением или иным способом в материалах дела не имеется.

В соответствии с положениями ст. 21 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

Согласно п.1 ст. 23 указанного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом установлен Порядок
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632).

В судебном заседании установлено, что предпринимателем Милюхиной Е.А. не ведется учет образовавшихся отходов и не представляется соответствующая отчетность, размещение отходов производства не оплачивается. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 255 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Таврического района Омской области в интересах РФ к индивидуальному предпринимателю Милюхиной ЕА об обязании в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Милюхину ЕА в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: _______________Решение вступило в законную силу 21.07.2012г.