Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Мехряковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Таврического района Омской области в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Олоничеву БА о признании действий не соответствующими действующему законодательству, обязании устранить нарушения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Таврического района Омской области в интересах РФ обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Олоничеву Б.А. об обязании в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ, указав, что Олоничев Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности в торговой точке, расположенной по адресу <адрес> не соблюдаются нормы природоохранного законодательства. Так в нарушение ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предпринимателем не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, не представляется соответствующая отчетность в уполномоченные федеральные органы, не ведется учет отходов и не производится оплата за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
В судебном заседании помощник прокурора района Усатов А.В. на заявленных требованиях настаивает.
Олоничев Б.А. с заявленными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что занимается реализацией кондитерских изделий (конфеты, печенье). Та гофротара, которая поступает к нему на торговую точку, возвращается им обратно на фабрику по накладным, даже с клейкой лентой. Иных отходов у него нет.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Статьей 4.1 указанного закона установлены классы опасности отходов, которые в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно п.1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3, 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511) отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.
Также ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В судебном заседании помощник прокурора Таврического района Омской области Усатов А.В. пояснил, что предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации продуктов питания в торговой точке, расположенной по адресу <адрес> При этом от осуществления указанной деятельности образуются отходы, который подпадают под 4 либо 5 класс опасности. На предпринимателя возложена обязанность по определению класса опасности отходов, что им не осуществлялось, а также проведению работ по паспортизации отходов, а также предоставлению отчетности и уплате платежей по размещению отходов.
В судебном заседании допрошен в качестве специалиста сотрудник Росприроднадзора А., который пояснил, что на предпринимателя законом возложена обязанность по учету отходов, их паспортизации, оплате за их размещение. Доводы ответчика о том, что им возвращается гофротара, в которой он привозит продукцию не может быть основанием для освобождения его от обязанности по учету отходов, поскольку тара им приобретена совместно с продукцией, продукцию он реализует не в указанной таре, а передает ее иным лицам для дальнейшего распоряжения. Тем самым предпринимателем в соответствии с Законом «Об отходах производства и потребления» осуществляется передача отходов иным лицам, что требует соответствующего документирования и отчета. Также к предпринимателю за покупками обращаются граждане, которые подходят к его торговой точке. При осуществлении покупок покупателями могут быть обронены бумаги, пищевые отходы и тому подобное. Указанные отходы предприниматель обязан сам убирать. Кроме того для определения класса опасности отходов предприниматель в соответствии с действующим законодательством должен осуществить мероприятия по паспортизации и отнесению отходов к классу опасности. Это предприниматель должен сделать лабораторным путем в соответствующей организации.
В материалах дела имеется копия свидетельства о постановке на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя Олоничева Б.А. (л.д.6).
В соответствии с ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В материалах дела имеются накладные, свидетельствующие о возврате гофротары в компанию «<данные изъяты>».
Указанные накладные по мнению суда свидетельствуют о том, что предпринимателем производятся отходы, но он их передает иным лицам.
В судебном заседании предприниматель Олоничев Б.А. не оспаривал того факта, что им не представляется отчетность в уведомительном порядке.
Кроме того, статьей 18 указанного закона установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с положениями ст. 21 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Согласно п.1 ст. 23 указанного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом установлен Порядок
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632).
В судебном заседании установлено, что предпринимателем Олоничевым Б.А. не ведется учет образовавшихся отходов и не представляется соответствующая отчетность, размещение отходов производства не оплачивается. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд полагает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 255 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Таврического района Омской области в интересах РФ к индивидуальному предпринимателю Олоничеву БА об обязании в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Олоничева БА в соответствии с нормами природоохранного, санитарного законодательства провести работу по паспортизации опасных отходов, представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке за период ДД.ММ.ГГГГ, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, рассчитать и произвести оплату за размещение отходов за период ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: _________________Решение вступило в законную силу 21.07.2012г.