по иску Каракальцевой И.В. к администрации Таврического муниципального района Омской области об обязании предоставить ей меры социальной поддержки



.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                             р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе судьи Пунды И.А.,

при секретаре Миллер О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Каракальцева И.В. к администрации Таврического МР Омской области об обязании администрации Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Каракальцева И.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей,

у с т а н о в и л :

Каракальцева И.В. обратилась в суд с иском об обязании администрации Таврического муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебное заседание истица не явилась в письменном заявлении просила рассмотреть дело без нее, указала, что поддерживает заявленные исковые требования которые заключаются в том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МУЗ «Таврическая ЦРБ» в должности медрегистратора Новоуральской участковой больницы. С 01.12.2012 МУЗ «Таврическая ЦРБ» преобразована в БУЗОО «Таврическая ЦРБ». Где она продолжает работать по настоящее время. МУЗ «Таврическая ЦРБ» предоставляла ей, как медицинскому работнику, в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», льготы по оплате коммунальных услуг по 2008 год включительно. С 01.01.2009 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения и электроэнергии не предоставлялись.

    Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

    В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передается тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

    В частности, согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства об охране
здоровья гражданам от 22.07.1993 №5487-1 меры социальной
поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи принятием Федерального закона № 122-ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

До издания Федерального закона № 122-ФЗ применялся механизм предоставления льгот медицинским работникам путем компенсации стоимости топлива необходимого для отопления жилого помещения.

Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратило силу.

Органами местного самоуправления Таврического района вопрос о порядке предоставления льгот по отоплению занимаемых жилых помещений медицинским работникам муниципального района компенсацию расходов, понесенных медицинскими работниками Таврического муниципального образования до настоящего времени не разрешен, что в соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» является бездействием органа местного самоуправления, должностного лица, или муниципального служащего, поскольку не исполнено органом местного самоуправления, должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Отсутствие необходимых финансовых средств не может служить основанием для непредставления предусмотренной законом меры социальной поддержки.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от
15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на
уровне субъектов Российской    Федерации или муниципальных образований обеспечиваются посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Помимо этого, меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее по тексту - Кодекс) действующий в редакции до 1 января 2012 года.

В соответствии со ст. 36 Кодекса указанной категории граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на получение мер социальной поддержки: компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Кодекса Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с Федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

    Законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 действие статей 36 и 37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г.

В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утвержденного Законом Омской области №1093 - 03 от 24.11.2008 года субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области, на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены.

Аналогичная ситуация имела место в 2010 году, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись,

В истекшем периоде 2011 года денежные средства на указанные цели из бюджета Омской области также не выделялись.

В 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Таврическая ЦРБ» в бюджете Таврического района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ «Таврическая ЦРБ» не направлялись.

В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст. ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», медицинскому работнику МУЗ «Таврическая ЦРБ».

Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст.ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству.

Таким образом, медицинскому работнику МУЗ «Таврическая ЦРБ» незаконно не были предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 36,37 в период с 01.01.2009 по 01.01.2012 года.

В рамках указанных положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, в статье 1 Основ законодательства об охране здоровья гражданам от 22.07.1993 № 5487-1 указано, что задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.

Не предоставление администрацией Таврического муниципального района мер социальной поддержки нарушает права, охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации.

Просит суд обязать администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику - Каракальцева И.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика – администрации Таврического муниципального района Омской области просит дело рассмотреть в его отсутствие, считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку правовые основания для обязания администрации ТМР ОО осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных учреждений отсутствуют, поскольку решение вопросов по предоставлению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений, каковым БУЗОО «Таврическая ЦРБ» являлась до 01.01.2012, в соответствии с ст. 15 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района не отнесено. Такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, которые, начиная с 2009 года, не предоставлялись. Вместе с тем, органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.

Представитель третьего лица – БУЗОО «Таврическая ЦРБ» в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омкой области считает, что требования истицы не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока для обращения с иском в суд. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Полагает, что поскольку льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. Финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3.1 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» не является обязанностью субъекта, и осуществляется при наличии возможности. Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечиваются посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного уровня в целях надлежащего исполнения установленных расходных обязательств. Полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с РФ за счет средств бюджета РФ. Судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, и материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Каракальцева И.В. является работником БУЗОО «Таврическая ЦРБ» с 1982 года по настоящее время в должности палатной медсестры.

Из справок администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области следует, что Каракальцева И.В. проживает в <адрес>.

Согласно уставу, утверждённому Постановлением главы муниципального района от 25.04.2005 № 559 (редакция №3) с изменениями от 16.09.2010, муниципальное учреждение здравоохранения «Таврическая ЦРБ» относилось к муниципальной системе здравоохранения, учредителем являлось муниципальное образование «Таврический район» в лице администрации Таврического района Омской области.

Согласно уставу БУЗОО «Таврическая ЦРБ» с 01.01.2012 Таврическая ЦРБ является бюджетным учреждением здравоохранения Омской области.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Каракальцева И.В. получала компенсационные расходы и по оплате отопления и освещения за счёт средств областного бюджета до 2008года включительно

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей в период до 31.12.2011) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 5 ст. 19 указанного закона установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в редакции, действовавшей до 31.12.2011, медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области предоставляются меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 т. угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п.3, 4 ст.37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в редакции, действовавшей до 31.12.2011, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Тем самым заявленные требования Каракальцева И.В. об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии, для освещения жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно представленным расчетам, не оспоренными в судебном заседании сторонами, размер компенсации расходов на отопление и освещение Каракальцева И.В. за период с 2009 года по 2011 год составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

обязать администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Каракальцева И.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца через Таврический районный суд Омской области.

Решение вступило в законную силу 22.09.2012.