Иск Андрышевой Б.М. к ГУ УПФ РФ в Таврическом районе о признании права на досрочную пенсию.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

30 августа 2012 г.

Таврический районный суд Омской области в составе

Председательствующей Александрович Т.В.

При секретаре Ладун Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Андрышевой Б.М. к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Омской области о признании права на досрочную пенсию,

Установил:

Андрышева Б.М. обратилась в суд с указанным иском к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Омской области о признании права на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование заявленных требований истица пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работает медицинской сестрой и имеет право на досрочную пенсию, поскольку специальный стаж лечебной деятельности в настоящее время составляет более 25 лет. Пенсионным фондом отказано в назначении пенсии, т.к. не зачтены в стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в участковой больнице и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С принятым ГУ УПФ РФ решением она не согласна. Она все время работала в <данные изъяты>, которая является структурным подразделением центральной районной больницы. С изменением наименования учреждения ни в ее деятельности, ни в целевом назначении учреждения ничего не менялось. В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Курсы повышения квалификации обязательны для медицинских работников. В период обучения заработная плата сохраняется в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ Омской области в Таврическом районе Васякина А.П. с заявленными требованиями не согласна. Она пояснила, что истица не имеет необходимого двадцатипятилетнего стажа для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

Пункт 1 названной выше статьи содержит 21 подпункт, охватывающих соответственно 21 категорию застрахованных лиц, которым (при определенных условиях) досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости за работу в определенной сфере профессиональной деятельности. В частности, подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 3 статьи 27).

Решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное oбеcпечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Согласно правовой позиции изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002 года, могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Советом Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (далее - Постановление СМ РСФСР № 464), а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (далее - Постановление № 1066), действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года. Постановлением № 1066 утвержден Перечень, который исчерпывающим образом приводит наименования учреждений. Ссылки на учреждение «РММО» данный законодательный акт также не содержит.

При применении Постановления №1066 вопрос решается по п. 1 Правил исчисления сроков выслуги, в котором перечислены структурные подразделения, работа в которых подлежит зачету в спецстаж. «Больницы» там не указаны, поэтому правовых оснований для зачета периода работы в участковой больнице РММО с 01.11.1999г. по 05.09.2000г. в должности палатной медсестры не имеется. В период с 11.01.2000г. по 07.02.2000г., с 12.01.2005г. по 08.02.2005г., с 03.02.2010г. по 03.03.2010г. истица находилась на курсах повышения квалификации. Применяющееся действующее пенсионное законодательство, в частности, положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, не предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации, так как они не относятся к категории ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В связи с этим, продолжительность льготного стажа Андрышевой Б.М. определена без учета вышеуказанных периодов. В результате, специальный стаж заявительницы не достиг установленной законом величины и составил 24 года 1 месяц 2 дня. Данный стаж подсчитан на ДД.ММ.ГГГГ

Проанализировав доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд считает заявленные исковые требования Андрышевой Б.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Как следует из записей трудовой книжки Андрышева Б.М. работала:

- с ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в должности процедурной медсестры в той же участковой больнице.

ДД.ММ.ГГГГ Андрышева Б.М. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Комиссией в ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано. Из протокола заседания следует, что Андрышева Б.М. имеет медицинский стаж за работу в сельской местности 24 года 1 месяц 2 дня. Не включены в специальный стаж периоды:

- работы в сельской участковой больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку учреждение РММО ни одним Списком не предусмотрено. В Постановлении п.1 Правил. Участковые больницы как структурные подразделения не указаны;

- обучения на курсах повышения квалификации, т.к. данные периоды не относятся к периодам временной нетрудоспособности, ежегодным основным или дополнительным оплачиваемым отпускам.

Суд считает ошибочными такие выводы комиссии, не обоснованными по следующим обстоятельствам.

Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

Закон определил единственное условие, при достижении которого гражданин вправе претендовать на получение такой пенсии, - это наличие специального трудового стажа (выслуги) общей продолжительностью не менее 25 лет.

С 1987 г. по настоящее время истица работает в лечебном учреждение, наименование которого неоднократно менялось.

В 1987 г. Андрышева Б.М. принята на работу в Таврическую центральную больницу. На основании приказа Главного управления здравоохранения администрации Омской области -К от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении устава муниципального учреждения здравоохранения» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>».

При этом переименование лечебного учреждения не изменило его функциональное назначение, что вытекает из анализа представленных суду уставов. Сельская участковая больница является структурным подразделением вышеуказанного лечебного учреждения.

Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в специальный стаж Андрышевой Б.М., дающий ей право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, поскольку в соответствии со ст. 19 Конституции РФ неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии недопустимо.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации по сути законодателем приравнивается к выполнению работником своих обязанностей.

Поэтому основания для исключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации из периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют.

Андрышева Б.М. направлялась на курсы повышения квалификации приказом главного врача лечебного учреждения с сохранением заработка, из которого производились отчисления.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Андрышевой Б.М. подано заявление о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, на этот момент она имела достаточный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную пенсию с учетом спорных периодов работы.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При таких обстоятельствах суд считает, что истица имеет право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать право Андрышевой Б.М. на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ УПФ РФ в Таврическом районе Омской области назначить и выплатить Андрышевой Б.М. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по 5.09..2000г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Омский областной суд через канцелярию Таврического районного суда со дня изготовления полного текста решения.

Судья:

Решение изготовлено 4 сентября 2012 г.

Судья:

Решение вступило в законную силу 05.10.2012