по жалобе Первых В.Д. на постановление №АП-19-2011/04



                     Р Е Ш Е Н И Е

р.п. Таврическое                                         ДД.ММ.ГГГГ

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Мазо М.А.

при секретаре М

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу П на постановление заместителя руководителя управления Омского <данные изъяты>., а также материалы дела об административном правонарушении по ст.14.31 КоАП РФ в отношении П, проживающего <адрес> сведений о привлечении ранее к административной ответственности не имеется,

                             У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя управления Омского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ П был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ П подана жалоба на данное постановление из которой следует, что в соответствии с действующим законодательством работы по допуску узла учета тепловой энергии осуществляются силами сетевой организации дополнительно, поэтому стоимость этих работ не входит в тариф на тепловую энергию, кроме того, считает доводы Омского <данные изъяты> о том, что допуск узла учета тепловой энергии является обязанностью энергоснабжающей организации, относится к основным видам деятельности и не является дополнительной услугой, несостоятельными, так как Правила учета тепловой энергии и теплоносителя определяют исполнителя услуг в лице ЭО, но не определяют на какой основе (платной или бесплатной) должна оказываться эта услуга, кроме того, согласно вышеуказанным правилам, допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представляет собой процедуру, определяющую готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации и завершающуюся подписанием акта, приказом по предприятию им была установлена плата именно за проведение процедуры, включающей выполнение определенных работ специалистами ЭО, а не за акт допуска узла учета тепловой энергии, как указывает <данные изъяты>.

П. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Из пояснений представителя П-ПМО следует, что жалобу она поддерживает в полном объеме, по основанием изложенным в жалобе, кроме того, пояснила, что владельцами узлов учета являются абоненты, которые могут заключить договор на обслуживание узла учета не только с <данные изъяты> но и с любой другой организацией, осуществляющей данную деятельность, просит указанное выше постановление отменить, а производство по делу прекратить.

Представитель Омского <данные изъяты> России МНВ. просил дело рассмотреть в его отсутствии, из письменных возражений следует, что расходы, которые несет <данные изъяты> по оказанию услуг по проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации уже заложены в тарифе, кроме того, они не подлежат оплате со стороны абонентов, поскольку такая обязанность в силу закона на них не возложена, кроме того, в п.32 Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 11.10.1999 года №73, указано, что возложение затрат на абонента возможны только в случае внеочередной эксплуатационной проверки функционирования узла учета и (или) внеочередной поверки установленных на нее средств измерений, вызванных требованиями абонента, в связи с чем просит в удовлетворении жалобы П отказать.

Помощник прокурора Таврического района ПСВ в судебном заседании пояснил, что считает данное постановление законным и обоснованным, просил жалобу П оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы административного производства, жалобу П суд приходит к нижеследующему.

<данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

              В соответствии с уставом <данные изъяты> осуществляет следующие виды деятельности: строительство и ремонт, удаление сточных вод, оказание жилищно-коммунальных услуг, управление жилым и нежилым фондом, производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (тепловой энергии), оказание ритуальных услуг. Производство и передача тепловой энергии является одним из основных видов деятельности.

Согласно Распоряжению администрации Таврического МР от ДД.ММ.ГГГГ П назначен на должность директора <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что П был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому работники абонентского отдела при приеме коммерческих узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию на отопительный период 2010-2011 г. необходимо руководствоваться правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (пункт 1 приказа), при оплате собственником узла произведенных трудозатрат руководствоваться калькуляцией (расчетом) от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно договорам на отпуск тепловой энергии, заключенным <данные изъяты> с А и Н покупатель обязан ежегодно к началу отопительного сезона привести в готовность к эксплуатации системы теплопотребления и не позднее 15 сентября предъявить их для проверки и сдачи системы отопления энергоснабжающей организации (п.2.3.5. договоров), перед каждым отопительным периодом получить допуск к эксплуатации узла учета тепловой энергии (п.2.3.8. договоров).

Согласно квитанции А оплатила ДД.ММ.ГГГГ 250 рублей за допуск в эксплуатацию узла учета.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией <данные изъяты> рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства и принято решение, которым установлено доминирующее положение <данные изъяты> на товарном рынке передачи и распределения тепловой энергии на территории Таврического МР Омской области в границах эксплуатируемых сетей и прилегающей территории. Действия предприятия по злоупотреблению доминирующим положением, повлекшее ущемление интересов потребителей тепловой энергии (абонентов) в виде взимания платы за допуск в эксплуатацию узлов учёта тепловой энергии, признаны нарушающими требования ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании указанного решения <данные изъяты> выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ которым предприятию указано на необходимость прекращения нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» посредством совершения действий по прекращению взимания платы с потребителей тепловой энергии за допуск в эксплуатацию узлов учёта тепловой энергии. Предложено в течение пяти дней со дня получения предписания проинформировать <данные изъяты> об исполнении предписания с приложением документов свидетельствующих о его исполнении.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом отдела защиты конкуренции <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31. КоАП РФ в отношении П

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя <данные изъяты> рассмотрено дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении П По результатам рассмотрения принято постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на совершение действий (бездействий) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Ответственность за не исполнение указанного запрета установлена ст. 14.31 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Нарушение запрета, установленного ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», в виде совершения <данные изъяты> действий по злоупотреблению доминирующим положением, повлекшее ущемление интересов потребителей тепловой энергии (абонентов) в виде взимания платы за допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии послужило основанием для вынесения предписания, направленного на прекращение совершения указанных действий, а совершенные директором <данные изъяты> П, действия квалифицированы по статье 14.31. КоАП РФ.

По-мнению суда, указанное выше постановление не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.

Процедура допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя регламентирована разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936.

Пунктами 7.1, 7.2 названных Правил предусмотрено осуществление представителем энергоснабжающей организации определённых работ по проверке приборов учёта, готовности узла учёта тепловой энергии к эксплуатации. Приборы учёта находятся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация оказывает техническую возмездную услугу по приемке узла учёта в эксплуатацию, которая в соответствии со ст.781 ГК РФ подлежит оплате. Факт оказания услуг подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя. При этом в силу пункта 7.7 Правил проверка готовности узлов учёта тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном.

Таким образом, правила учёта тепловой энергии и теплоносителя определяют исполнителем услуги по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии энергоснабжающую организацию, но не определяют платно или без взимания платы такая услуга должна оказываться. Допуск к эксплуатации узла учёта тепловой энергии представляет процедуру, определяющую готовность узла к эксплуатации и заканчивается подписанием соответствующего акта.

По мнению суда, позиция антимонопольного органа о том, что допуск в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя является неотъемлемой частью процесса поставки энергии и затраты по составлению акта допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии должны быть предусмотрены в тарифе на коммунальный ресурс, не основана на нормах действующего законодательства РФ.

Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены ФЗ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Согласно ст.2 данного ФЗ подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В ст.3 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ. Согласно разделу 2 вышеназванных основ тарифы по передаче тепловой энергии входят в систему тарифов, подлежащих регулированию со стороны регулирующих органов.

В соответствии с п.19 Основ расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность: на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.

Согласно п.57 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 года, п.10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей. Данными нормативными актами также определены слагаемые регулируемого тарифа (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

Согласно заключению РЭК Омской области в тариф на тепловую энергию включены следующие расходы: топливо, вода, электроэнергия, оплата труда, ЕСН, амортизация, затраты на ремонт, цеховые затраты, общеэксплуатационные расходы, производственные расходы, себестоимость, расходы на товарную продукцию, прибыль, необходимая валовая выручка, тариф, товарная продукция.

        Согласно расчету стоимости приема узла учета тепловой энергии в эксплуатацию установленных в жилом фонде частного сектора на 2010 г., утвержденному П, в статьи затрат на оказание данного вида деятельности включены следующие расходы: оплата труда начальника абонентского отдела, техника по энергонадзору, отчисления на социальные нужды от ФОТ, расходные материалы (пломбы), цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы, стоимость приема узла учета тепловой энергии в эксплуатацию составляет 250 рублей с НДС.

        Согласно информации, предоставленной по запросу суда председателем РЭК Омской области, при формировании тарифа на тепловую энергию на 2010 год для потребителей <данные изъяты> в составе затрат отсутствуют расходы энергоснабжающей организации при осуществлении работ по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии. Утверждение уполномоченным государственным органом размера платы для населения за оказание услуг по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии действующим законодательством не предусмотрено.

Из приведённых выше нормативных правовых актов и материалов дела не следует, что затраты на приемку узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию подлежали включению и включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую <данные изъяты>

Суд считает, что учёт тепловой энергии, включая допуск в эксплуатацию приборов учёта тепловой энергии у потребителя не является неотъемлемой частью процесса поставки энергии и затраты по составлению акта допуска в эксплуатацию приборов учёта тепловой энергии не предусмотрены в тарифе на коммунальный ресурс.

Ссылку антимонопольного органа на п.32 указанных выше Рекомендаций, утвержденные приказом Госстроя РФ, суд считает необоснованной, так как данные Рекомендации не регулируют отношения между теплоснабжающей организацией и абонентом - физическим лицом, кроме того, в соответствии с п.29,30 Рекомендаций, эксплуатация узлов учета обеспечивается их владельцами, которые несут ответственность за их техническое состояние. Абонент имеет право поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации, получившей в установленном порядке соответствующее разрешение (лицензию).

Таким образом, стоимость услуги по допуску в эксплуатацию узлов учёта тепловой энергии подлежит оплате дополнительно, в соответствии с калькуляцией (расчётом) от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённой руководителем <данные изъяты>

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

При таких обстоятельствах суд считает, что доказательства наличия в действиях П состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют.

В силу ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом изложенного выше и материалов административного дела, суд приходит к выводу, что вина П в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31. КоАП РФ не установлена, в связи с чем, указанное выше постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению, в связи с отсутствием в действиях П состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

             Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя управления Омского <данные изъяты> в отношении П за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31. КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.

Судья:                                                      Решение вступило в законную силу 22.08.2011г.