мотивированное решение составлено 2 декабря 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 28 ноября 2011 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
при секретаре Поляковой Т.В.,
с участием истца Зыкова В.И.,
представителя ответчика ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области Доровских И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по <адрес> о восстановлении ФИО4 в общий список очередности на улучшение жилищных условий сотрудников ФКУ ИК-19 ФИО1 по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Зыков В.И. обратился в Тавдинский районный суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, в котором просит обязать ответчика ФКУ ИК - 19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области восстановить его в общий список очередности на улучшение жилищных условий сотрудников ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области.
В обоснование иска Зыков В.И. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является сотрудником Исправительной колонии №. В № в жилищно-бытовую комиссию Учреждения И-299 им были переданы документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В № года от жилищно-бытовой комиссии ОИК-1 он узнал, что все документы очередников были переданы в № году в жилищно-бытовую комиссию ИК-19. В ФКУ ИК-19 ему сообщили, что на основании протокола заседания комиссии ИК-19 № от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков очередников на улучшение жилищных условий, в связи с тем, что им не были представлены необходимые документы. Об изменении семейного положения он своевременно уведомлял руководство исправительного учреждения. О предстоящем заседании жилищно-бытовой комиссии он уведомлен не был, ему не была вручена выписка из протокола № своевременно. Исключив из списка очередности, ответчиком было нарушено его право на получение жилья.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснив, что об исключении ответчиком его из списка ему стало известно только в № года, в настоящее время и на тот момент он является нуждающимся, поскольку не имеет в постоянном пользовании и в собственности на семью жилой площади по норме, установленной законодательством.
Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что все необходимые документы, в том числе заявление истца о постановке на учет, у них отсутствуют. Истец был включен в списки нуждающихся, по представленному в ДД.ММ.ГГГГ году списку из Учреждения И-299. Однако, в связи с тем, что должностные лица ИК-19 поставили его на учет и включили в списки без заявления и необходимых документов, подтверждающих нуждаемость, то есть совершили неправомерные действия, в связи с чем, истец подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Третье лицо и законный представитель несовершеннолетних третьих лиц (ФИО3, ФИО7) – ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в представленном заявлении указала, что исковые требования поддерживает.
Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Право на жилище обеспечивается, в том числе путем предоставления жилых помещений. Порядок и условия предоставления жилого помещения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей в каждом регионе очередью на улучшение жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, и по другим основаниям.
В период возникновения спорных правоотношений основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и учета таких граждан были предусмотрены ст. 29 и ст.30 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Действующим федеральным законодательством определение нормы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области» № 14-ОЗ от 4 мая 1995 года граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии с федеральным законом имеют право на получение в пользование жилого помещения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно статье 9 указанного закона, в соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 15 квадратным метров общей площади; б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании установлено, что Зыков В.И. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора 1 батальона охраны ИТК-1 Тавдинского УЛИТУ МВД ФИО1 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 1 батальона охраны ИК-1 Тавдинского УЛИУ МЮ РФ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны ИК-1 Тавдинского УЛИУ МЮ ФИО1 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула отдела охраны ИК-1 Тавдинского УЛИУ МЮ РФ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула отдела охраны ИК-19 ОИК-1 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела охраны ИК-19 ОИК-1 по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с); с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности начальника караула отдела охраны ФКУ ИК-19 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с).
Зыков В.И. был поставлен на учет Учреждением И-299, как сотрудник отдела охраны, состоял в списке очередности № под номером 29 на получение жилой площади трудящихся Учреждения И-299, утвержденном на заседании жилищной комиссии протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (данный протокол отсутствует, но список имеется). Из списка следует, что Зыков В.М. состоял на учете с составом семьи 5 человек, размер занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>6, составляет 61 кв.м, на учете состоял по основанию п.»а» ст.9 областного закона <адрес>.
Данный список был подписан заместителем начальника Учреждения И-299 ФИО10 и согласован с начальником отдела по учету и распределению жилья администрации МО <адрес>.
Список был направлен заместителем начальника Учреждения И-299 начальнику Учреждения И-299/1 по сопроводительному письму ДД.ММ.ГГГГ, в котором начальник Учреждения И-299 сообщил о необходимости поставить сотрудников охраны, работающих в Учреждении И-299/1, в очередь тем годом, каким были поставлены сотрудники на учет отделом охраны при предоставлении заявления и соответствующих документов.
Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что данный список был утвержден в отношении сотрудников отдела охраны, которые работали в исправительных колониях Учреждения И-299, были приняты в исправительные учреждения, в том числе в ИК-19, но были подконтрольными отделу охраны Учреждения И-299. В отделе охраны был общий список нуждающихся сотрудников охраны по всем колониям, который впоследствии был направлен в колонии для постановки этих сотрудников в очередь нуждающихся по колонии, где сотрудники работали.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии по Учреждению И-299/1 следует, что в связи с тем, что произошло слияние отдела охраны и Учреждения И-299/1, внесен в список очередности сотрудников отдела охраны по году постановки на учет Зыков В.М.
Представитель ответчика не оспаривает, что речь идет именно об истце, в отношении которого неверно были указаны инициалы отчества в списках.
В общем списке очередности на улучшение жилищных условий сотрудников Учреждения И-299/1 (ранее ИТК-1 Тавдинского УЛИТУ МВД ФИО1, далее ИК-1 Тавдинского УЛИУ МЮ РФ, далее ФБУ ИК-19 ОИК-1 по <адрес>, в настоящее время переименовано ФКУ ИК-19 ФИО1 по <адрес>) на 2003 год ФИО4 состоит по<адрес>, основание для признания нуждающимся – п.»а» ст.9 Областного закона <адрес>; в списке на 2004 год ФИО4 стоит по<адрес>; в списке на 2005 год ФИО4 стоит по<адрес>; в списке на 2006 год ФИО4 стоит по<адрес>; в общем списке очередности на улучшение жилищных условий сотрудников ФГУ ИК-19 ОИК-1 ФИО1 по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год ФИО4 состоит под номером <адрес>, адрес места жительства указан: <адрес>, основание для признания нуждающимся – п.»а» ст.9 Областного закона <адрес>.
Как следует из представленных документов, ФКУ ИК № 19 является правопреемником Учреждения И-299 /1.
В общем списке очередности на улучшение жилищных условий сотрудников ФГУ ИК-19 ОИК-1 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области на ДД.ММ.ГГГГ год Зыков В.И. не состоит.
Решением жилищно-бытовой комиссии ИК-19, занесенным в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным начальником ИК-19, Зыков В.М. исключен из списка очередности по ИК -19 на улучшение жилищных условий, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 января 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР», в связи с тем, что не были предоставлены документы на право получения жилья.
Данное решение, либо уведомление об исключении из списка истцу не вручалось, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО11, секретаря жилищно-бытовой комиссии ИК-19, которая также пояснила, что после получения сообщения об оформлении учетных дел, учетное дело ФИО4 она не нашла, в связи с чем направила ФИО4 в 2007 году уведомление о необходимости принести документы, подтверждающие его нуждаемость, но Зыков документы не принес. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 приходил в жилищно-бытовую комиссию, где до его сведения было доведено об исключении его из списков очередности нуждающихся и выдан соответствующий протокол.
Как следует из материалов дела на момент постановки на учет ФИО4 проживал в неблагоустроенной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 61 кв.м., с составом семьи 5 человек.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Тавдинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО4 и ФИО12 прекращен, о чем составлена запись о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрировал брак с ФИО8, которая имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 родилась дочь ФИО3, которая является инвалидом, и в соответствии с ВК ФКУ Больницы с поликлиникой ФИО1 по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в дополнительной жилой площади на основании п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Зыков В.И. совместно с супругой и ребенком, а также ребенком супруги проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> по пе<адрес>, <адрес> в <адрес> и зарегистрированы по этому адресу. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца – ФИО13, приобретено ей по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Тавдинском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ за №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (супруга истца) приобрела по договору купли-продажи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 46,1 кв. метр. В данном жилом помещении зарегистрирована мать истца- Зыкова М.В.
Из пояснений истца следует, что по устной договоренности с матерью они переехали на временное проживание в неблагоустроенную квартиру матери, а мать переехала в их квартиру, поскольку по состоянию здоровья не может проживать в неблагоустроенном жилом помещении.
Представителем ответчика в обоснование своих возражений указано, что в связи с изменением места жительства (пе<адрес>, <адрес> в <адрес>) ФИО19 с составом семьи 4 человека утрачено право на предоставление жилого помещения, поскольку обеспеченность из расчета на 1 человека составляет 21, 5 кв.м., что превышает учетную норму (15 кв.м.).
С учетом Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма не может служить основанием для снятия по п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые были поставлены на такой учет до 1 марта 2005 года.
Вместе с тем, как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, основанием для исключения из списка очередности в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчиком указан п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, как неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Однако, фактически данное основание не было указано ответчиком при исключении Зыкова В.И. из списков очередности на получение жилья. В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ указано об исключении Зыкова из списков очередности по ИК-19, в связи с не предоставлением документов на право получения жилья.
Ответчиком не представлены доказательства неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет. Вместе с тем, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец заявил, что им было написано заявление о постановке на учет еще в 1996 году, представлены необходимые документы, что было подтверждено свидетелем ФИО10
Отсутствие в настоящее время в учетном деле первоначальных документов, подтверждающих нуждаемость Зыкова В.И. в жилом помещении, свидетельствует о халатном отношении должностных лиц жилищно-бытовой комиссии ИК-19 (и его предшественника), а не о неправомерных действиях должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что в собственности супруги истца имеется жилое помещение – квартира, которая приобретена ей в период брака с Зыковым В.И., что в силу ст.34 Семейного кодекса РФ, является их совместной собственностью. Жилое помещение по пе<адрес> в <адрес> находится в долевой собственности ФИО14 и ФИО15, что подтверждается справкой Отдела БТИ и РН от ДД.ММ.ГГГГ. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах ФИО4 на объекты недвижимости отсутствуют.
Судом не установлено, что Зыков В.И. приобрел постоянное право пользования жилым помещением, которое находится в собственности его матери. В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, мать истца не является членом его семьи, поскольку совместно с ним не проживает, общего хозяйства с истцом не ведет. Как пояснил истец, проживает истец с семьей в квартире матери временно, поскольку по состоянию здоровья матери трудно проживать в неблагоустроенном помещении.
Не может служить доводом о приобретении истцом постоянного пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства, поскольку в любой момент по заявлению истца он может быть признан утратившим право пользования им, ввиду того, что проживает в нем до волеизъявления его матери.
В собственности истец с семьей (из трех человек), а также несовершеннолетний сын супруги, который также имеет право пользования жилым помещением, находящимся в собственности матери, имеют квартиру, общей площадью 46,1 кв. метр, что составляет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 15 квадратных метров общей площади, в связи с чем, является нуждающимся. В связи с утратой основания, дающего ему право на получение жилого помещения по договору социального найма – по п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, Зыков В.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении снят не был.
Поскольку истец был незаконно исключен из списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушенное право подлежит восстановлению.
В соответствии со ст.ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Обсуждая доводы ответчика о пропуске Зыковым В.И. срока исковой давности предъявления иска, суд считает их не состоятельными, поскольку, как установлено в судебном заседании, о нарушенном праве истцу стало известно в сентябре 2011 года.
Не являются состоятельными доводы ответчика о том, что ранее Зыков В.И. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по Учреждению И-299, поскольку как установлено из представленных письменных доказательств, показаний свидетеля ФИО10, ФИО16 следует, что по сотрудникам охраны исправительных учреждений в г.Тавде велись отдельные списки, которые впоследствии были направлены в исправительные учреждения, где работали сотрудники.
Следовательно, представленные списки по Учреждению И-299, журнал учета заявлений сотрудников в жилищно-бытовую комиссию, где отсутствует регистрация заявления ФИО4 о постановке на учет, и показания свидетеля ФИО17 о том, что Зыков В.И. в жилищно-бытовую комиссию Учреждения И-299 не обращался, не опровергают представленные в судебное заседание доказательства о том, что истец на законном основании был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, уплаченная истцом госпошлина 200 рублей подлежит взысканию с ответчика, поскольку исковые требования истца удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области восстановить ФИО4 в общий список очередности на улучшение жилищных условий сотрудников ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области.
Взыскать в пользу ФИО4 с Федерального казенного учреждения Исправительная колония № с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.
Решение изготовлено машинописным способом в совещательной комнате.
Председательствующий Федотова Н.С.