Дело № 2-581 (8/2) 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Таборы 07 ноября 2011 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Эйхман Л.А.,
при секретаре судебного заседания Цаллаевой Ф.С.,
с участием: истца Ермаковой Н.М.,
представителя истца Панишевой Э.А., представившей удостоверение
№ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Таборинскому району Кельбихановой М.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Таборинскому району начальника Управления Роененко В.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального учреждения здравоохранения «Таборинская центральная больница» Нуртдиновой Л.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермаковой ФИО17 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области об обязании включения периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признание решения об отказе незаконным, обязании назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ермакова Н.М. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области об обязании включения в стаж, недостающие периоды, дающие право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, признание решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе, незаконным, обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области назначить ей пенсию ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ.
Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. По мнению ответчика, её стаж на соответствующих видах работ в сельской местности, с учетом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 года № 2-П составил №, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области ей было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ.
В соответствии с представленным расчетом периодов её работы в сельской местности, специальный трудовой стаж, дающий ей право для назначения трудовой пенсии по старости, составил №
В расчете под пунктами 2, 6 и 8 указаны периоды, которые ответчиком не засчитаны в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Однако, период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – дежурной медсестрой в стационаре <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ, ответчиком не был засчитан, хотя был указан в уточняющей справке Таборинской ЦРБ и имеется запись в трудовой книжке, а также по своей специфике подпадает под условия, при которых должен быть учтен при подсчете специального стажа.
Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года начальником здравпункта – фельдшером <данные изъяты> не засчитан ответчиком. Однако, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию, за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», указанным списком предусмотрена должность фельдшера. К тому же согласно должностной инструкции начальника здравпункта – фельдшера, при поступлении больного в её обязанности входило: осмотр больного, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, ведение истории болезней. На основании анализа и проведенного обследования ставится диагноз, назначалось лечение, при необходимости ею производились инъекции больным, она занималась лечебной работой по охране здоровья населения.
Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – фельдшером детского сада <данные изъяты> также не засчитан ответчиком. Однако работа фельдшера, ею осуществлялась не в учреждении образования. <данные изъяты> являлось для неё работодателем, а детский сад лишь был структурным подразделением работодателя. Функции, которые ею осуществлялись, на рабочем месте, непосредственно относились к лечебной деятельности по охране здоровья населения, а не к педагогической.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке, следовательно периоды работы указанные в расчете с п. 1 по п. 10 включительно (которые в общем составляют №), должны быть исчислены в льготном порядке, что добавит к стажу, дающему ей право для назначения трудовой пенсии по старости ещё 3 №. С учётом всех дополнений её трудовой стаж соответственно стал № и №, что даёт ей право на назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Просит обязать
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области включить в стаж, недостающие периоды, дающие право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе, незаконным, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании Ермакова Н.М. поддержала исковые требования и увеличила исковые требования, просила обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности процедурной медсестры в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРЬ;
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности дежурной медсестры в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинском ЦРБ;
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности начальника здравпункта – фельдшер <данные изъяты> при <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры здравпункта <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера детского сада <данные изъяты>
с применением льготного порядка исчисления, как №
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области учесть следующие периоды в стаже Ермаковой Н.М. с применением льготного порядка исчисления, как №
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности процедурной медсестры <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности лаборанта и рентгенолаборантом медчасти <данные изъяты>;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры медчасти <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности постовой медсестры смены в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера врачебного здравпункта <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера врачебного здравпункта <данные изъяты> в соответствии с расчетами истца. Обязать ГУ Управление ПФ Российской Федерации в Таборинском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного заседания истец отказалась от исковых требований в части периода с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности лаборанта и рентгенолаборанта <данные изъяты> Отказ принят судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы граждан. Доводы представителя истца она поддержала.
Представитель истца Панишева Э.А. поддержала исковые требования и пояснила, что период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, дающий право на льготный порядок исчисления, подтверждается наличием приказа о приеме № от ДД.ММ.ГГГГ года, записи в трудовой книжке о приеме от ДД.ММ.ГГГГ года и увольнении ДД.ММ.ГГГГ года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года). Основным документом, подтверждающим стаж работы для назначения пенсии, является трудовая книжка. Отсутствие у работодателя приказа об увольнении не должно ограничивать права застрахованного лица на пенсионное обеспечение. Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается приказом о приеме № от ДД.ММ.ГГГГ года, записи в трудовой книжке о приеме от ДД.ММ.ГГГГ года и увольнении от ДД.ММ.ГГГГ года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года). Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности начальника-здравпункта –фельдшером <данные изъяты>. Ермакова Н.М. занимая должность начальника здравпункта-фельдшер относилась к среднему медицинскому персоналу, так как осуществляла работу фельдшера, по образованию была фельдшер. Вела прием больных, назначала лечение, делала прививки, вела истории болезней, что подтверждается показаниями Сагитова С.Н., работавшего в тот период в этом учреждении. В силу образования, истец занималась лечебной деятельностью, как фельдшер в течение всего рабочего времени.
Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года просят включить в специальный трудовой стаж на основании того, что дата рождения ребенка истца ДД.ММ.ГГГГ года, роды происходили на сроке № недель, декретный отпуск предоставлялся с № недель беременности, следовательно был предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ года. До ДД.ММ.ГГГГ года истец выполняла обязанности медицинской сестры смены <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ. Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ года включаются в специальный стаж. Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года просит зачесть, так как частично работа в должности фельдшера детского сада <данные изъяты> была зачтена в специальный стаж и учтена в льготном исчислении. Ермакова Н.М. как ранее, так и в оспариваемый период исполняла те же функциональные обязанности.
Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года период по беременности и родам следует включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области Кельбиханова М.С. иск не признала и пояснила, что в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж Ермаковой Н.М. на соответствующих видах работ в сельской местности с учетом Конституционного суда от 29 января 2004 года № 2-П составил №.
Представитель ответчика государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области Роененко В.А. поддержала доводы Кельбихановой М.С.
Представитель МУЗ «Таборинская ЦРБ» Нуртдинова Л.М. в судебном заседании пояснила, что работает с ДД.ММ.ГГГГ года, поддерживает вторую уточняющую справку.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования Ермаковой Н.М. подлежащими частичному удовлетворению.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 ст. 27 действующего в настоящее время, Федерального закона от 17. 12. 2001 № 173 - ФЗ (ред. от 30. 12. 2008) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По смыслу названной нормы, досрочная трудовая пенсия по старости назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. З Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими, на основе действующего законодательства право, будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.11.2002 N 320-О, согласно которой гражданин, выполняя соответствующую работу, ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в должности процедурной медицинской сестры в Новоселовской участковой больнице не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку согласно исследованного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года МУЗ «Таборинская ЦРБ» Ермакова Н.М. (Филиппова Н.М.- в девичестве) была принята в связи с производственной необходимостью с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, процедурной медицинской сестрой. Этот период был включен Пенсионным фондом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Запись в трудовой книжке о том, что Ермакова Н.М. уволена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года суд признает недопустимым доказательством, поскольку опровергается исследованным приказом № МУЗ «Таборинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ года, под этим номером указан приказ о переводе Шатую Н.М. в регистратуру, иных доказательств, подтверждающих, что Ермакова Н.М. работала в этой же должности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, суду не представлено.
Период работы Ермаковой Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности дежурной медицинской сестры в <данные изъяты> участковой больнице при Таборинской ЦРБ подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку согласно приказа МУЗ «Таборинская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ года Ермакова Н.М. (до замужества Филиппова Н.М., что подтверждается копией свидетельства о браке) принята временно, на время очередного отпуска Ивановой с ДД.ММ.ГГГГ года, что также подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года о том, что Ивановой предоставляется очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ года на № рабочих дня, с выходом на работу ДД.ММ.ГГГГ года. Иных доказательств, что Ермакова Н.М. (Филиппова Н.М.) проработала до ДД.ММ.ГГГГ года суду не представлено, поэтому суд считает необходимым включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Ссылка истца и представителя истца на лицевые счета за ДД.ММ.ГГГГ года суд признает несостоятельными, так как лицевые счета учреждения дет-ясли, без указания дат, а согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года Ермакова Н.М.(Филиппова Н.М.) принята временно с возложением № ставки операционной медсестры, с вменением в обязанности перевязочной работы, то есть работы дежурной медсестры <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ.
Период работы в должности начальника здравпункта-фельдшера медицинской части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года не включен в стаж Ермаковой Н.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, необоснованно, так как указанный период подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с архивной справкой, записями в трудовой книжке истец была принята на работу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года в должности начальника здравпункта - фельдшер в <данные изъяты> приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года. Уволена ДД.ММ.ГГГГ года на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Ранее действующее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности.
В силу п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 предусмотрены должности среднего медицинского персонала. Несмотря на то, что должность Ермаковой Н.М. именовалась начальник здравпункта - фельдшер, фактически она за все время работы спорного периода, в соответствии с должностными и функциональными обязанностями выполняла обязанности фельдшера: вела прием больных, назначала лечение, проводила инъекции, оказывала медицинскую помощь больным по месту их жительства, выписывала больничные листы, то есть осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населенитя в сельской местности, что подтверждается также показаниями свидетелей Сагитова С.Н.и Васильевой Е.В.
На работу в должности фельдшера принимается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "лечебное дело", квалификации "фельдшер". Для работы на указанной должности истец должна иметь специальную подготовку или опыт работы по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях, угрожающих жизни заболеваниях. Сторонами не оспаривалось, что Ермакова Н.М. имеет среднее медицинское образование, имеет специальную подготовку по оказанию медицинской помощи, в судебном заседании также нашло подтверждение, что истец работала в единственном числе, исполняя фактически обязанности фельдшера. Исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что каких-либо доводов, опровергающих спорный период, не представлено. Указанный спорный период подлежит включению в специальный стаж истца.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543 -1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Пенсионный фонд засчитал в стаж истца в календарном порядке, указав, что периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, так как отсутствует факт работы.
Из представленных доказательств, следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года выполняла обязанности медицинской сестры смены <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности. Дата рождения ребенка Ермаковой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о рождении, декретный отпуск по беременности и родам работодателем был предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, что не оспаривалось представителями ответчика, поэтому время отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска, поскольку в периоды отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранение всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии как периодов работы, то есть в льготном исчислении. Учитывая, что в спорные периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждениях, работа в которых дает право на льготное исчисление данных периодов, суд включает период с ДД.ММ.ГГГГ года, нахождение истца в должности медицинской сестры смены <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчиком также, в стаж работы истца, включен период отпуска по беременности и родам, в период работы фельдшером врачебного здравпункта с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в специальный стаж в календарном порядке.
Данный период также следует относить к периодам временной нетрудоспособности. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
Поскольку спорный период - отпуска по беременности и родам имели место до ДД.ММ.ГГГГ года, при определении специального стажа, учитывая положения Постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года N 2-П, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, правильно исходил из нормативных актов, действующих в спорный период: Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа отпуска по беременности и родам указанные нормативно-правовые акты не содержат.
В связи с изложенным, указанный отпуск по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года должен быть включен в льготном исчислении - один год работы за один год и три месяца.
Период работы истца в должности фельдшера детского сада <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действовавшим до 1 октября 1993 года, было предусмотрено включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим фельдшером либо медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Фельдшеры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
С учетом изложенного, Пенсионным фондом правомерно отказано во включении спорного периода в специальный стаж.
В соответствии с пунктом 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку стаж истца, связанный с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения, на момент обращения за назначением пенсии составлял менее требуемых 25 лет, в назначении пенсии с даты обращения в пенсионным органом отказано правомерно.
Исходя из изложенного, руководствуясь, статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермаковой ФИО18 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таборинском районе Свердловской области включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности дежурной медсестры <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности начальника здравпункта – фельдшер <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медицинской сестры <данные изъяты> участковой больницы при Таборинской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера врачебного здравпункта в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в остальной части исковых требований оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд, путём подачи жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение 10 дней, с момента составления мотивированного решения, то есть с 11 ноября 2011 года.
Председательствующий судья Л.А.Эйхман
Справка: кассационным определением от 07 февраля 2012 года судебной коллегии по гражданском делам Свердловского областного суда решение от 22 ноября 2011 года оставлено без изменения.
Судья: Л.А.Эйхман