решение по иску прокурора в интересах неопредленного круга лиц к ИК-24 о проведении аттестации по условиям труда



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Тавда                             8 июня 2012 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В., при секретаре Зимурковой Т.А.,

с участием: старшего помощника Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кронштапова В.П.,

представителя ответчика ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области Щегловой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявления указал, что в ходе проверки, проведенной Тавдинской прокуратурой за соблюдение законов в исправительных учреждениях по исполнению требований законодательства о привлечении осужденных к общественно-полезному труду, соблюдения правил охраны труда и технике безопасности в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области было установлено, что в данном учреждении проведена аттестация не всех рабочих мест по условиям труда.

Просит обязать ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, поскольку нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу повышенного производственного травматизма.

В судебном заседании прокурор Кронштапов В.П. исковые требования уточнил. Указал, что в Учреждении не проведена аттестация 106 наименований рабочих мест. Просил обязать ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственной инспекции труда в Свердловской области, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, хотя своевременно надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания.

Представитель ответчика Щеглова С.Е. уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что согласно п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. Для проведения аттестации необходимо не менее <данные изъяты> рублей. В 2009 году было получено бюджетное финансирование для проведения аттестации рабочих мест в размере <данные изъяты> рублей, в 2010-2011 годах бюджетное финансирование не осуществлялось, в связи с чем, у ИК-24 отсутствовала возможность провести аттестацию. Возможность провести аттестацию появится только в случае поступления денежных средств. Просила отказать в удовлетворении иска Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в части срока проведения аттестации.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Положениями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Согласно ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31 августа 2007 г. "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 2 которого аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Порядок закрепляет общее правило, согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем в отношении вновь организованных рабочих мест она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Судом установлено, что в нарушение положений ст. 37 Конституции Российской Федерации ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком не проведена аттестация всех рабочих мест.

Факт нарушения трудового законодательства подтверждается материалами дела, из которых следует, что в ходе проверки проведенной Тавдинской городской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Российской Федерации: в учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении искового заявления суд принимает во внимание, что сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области проявил бездействие. В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п. 4.6 Устава ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, начальник учреждения в пределах своих полномочий проводит аттестацию работников, обеспечивает работникам безопасные условия труда и охрану труда.

В соответствии с разделом 5 Устава источником финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

Доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.

Пунктом 5.10 Устава установлено, что заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В судебном заседании установлено, что для проведения аттестации рабочих мест выделяются денежные средства на охрану труда с целью сохранения здоровья и жизни работников, однако указанные средства являются недостаточными для проведения аттестации рабочих мест.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в 2009 году на проведение аттестации было выделено 38 000 рублей. В настоящее время необходимо провести аттестацию 393 рабочих мест, на что необходимо финансирование в размере 982 500 рублей.

Согласно представленной справке бухгалтерии ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСН России по Свердловской области от 7 июня 2012 года и расходным расписанием от 16 ноября 2009 года в 2010-2011 годах бюджетное финансирование для проведения аттестации не осуществлялось.

На основе имеющихся материалов дела суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности о проведении аттестации рабочих мест, считает, что бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации условий рабочих мест ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, является незаконным и противоречащим трудовому законодательству Российской Федерации, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест.

Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов ответчиком не проводится, ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд приходит к выводу о возможности и необходимости удовлетворения требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц о проведении аттестации рабочих мест, исходя из всех обязательных составляющих аттестации.

Суд признает обоснованным довод представителя ответчика относительно того, что срок проведения аттестации рабочих мест, указанный прокурором -6 месяцев, нереален к исполнению как в плане финансового обеспечения, так и по организационным причинам, считает, что представителем ответчика представлены доказательства объективных причин относительно невозможности исполнения решения в указанный срок.

С учетом количества рабочих мест подлежащих аттестации, финансовых затрат на проведение аттестации рабочих мест, финансового положения и финансирования ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, с учетом доводов представителя ответчика, суд считает возможным установить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 1 год.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительную колонию № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Взыскать с ответчика Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области в доход муниципального бюджета Тавдинского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 13 июня 2012 года.

Председательствующий судья М.В. Чеблукова

Копия верна:

Судья            Чеблукова М.В.

Секретарь        Зимуркова Т.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>