решение по иску прокурора в интересах неопределнного круга лиц к ФКУ ИК-19 о проведении аттестации рабочих мест



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Тавда                             8 июня 2012 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В., при секретаре Зимурковой Т.А.,

с участием: старшего помощника Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кронштапова В.П.,

представителя ответчика ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области Доровских И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявления указал, что в ходе проверки, проведенной Тавдинской прокуратурой за соблюдение законов в исправительных учреждениях с привлечением государственного инспектора труда по исполнению требований законодательства о привлечении осужденных к общественно-полезному труду, соблюдения правил охраны труда и технике безопасности в ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области было установлено, что в данном учреждении проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на 33/4 %.

Просит обязать ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, поскольку нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу повышенного производственного травматизма.

В судебном заседании прокурор Кронштапов В.П. исковые требования уточнил. Указал, что в Учреждении не проведена аттестация 138 наименований. Просил обязать ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственной инспекции труда в Свердловской области, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, хотя своевременно надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания.

Представитель ответчика Доровских И.А. уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что согласно штатному расписанию в учреждении 308 сотрудников. По состоянию на 1 июня 20012 года проведена аттестация 144 рабочих мест. В первую очередь проводилась аттестация рабочих мест с заведомо вредными и опасными условиями труда. В 2012 году и 2013 году запланировано проведение аттестаций рабочих мест сотрудников в количестве 191 единица. С мая 2011 года произошло изменение порядка финансирования, и денежные средства заработанные учреждением переходят в распоряжение главного распорядителя. В 2011 -2012 году лимиты бюджетных обязательств на проведение аттестации рабочих мест по условиям руда не выделялись. Также пояснила, что провести аттестацию в течение 6 месяцев не представляется возможным, поскольку необходимо проведение замеров в холодный и теплый период времени года.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Положениями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Согласно ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31 августа 2007 г. "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 2 которого аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Порядок закрепляет общее правило, согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем в отношении вновь организованных рабочих мест она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Судом установлено, что в нарушение положений ст. 37 Конституции Российской Федерации ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком не проведена аттестация рабочих мест.

Факт нарушения трудового законодательства подтверждается материалами дела, из которых следует, что в ходе проверки проведенной Тавдинской городской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со специалистом Государственной инспекции труда в Свердловской области в ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Российской Федерации: в учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении искового заявления суд принимает во внимание, что сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области проявил бездействие. В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Ответчик же осуществляет мероприятия по аттестации только тех рабочих мест, которые сам определил как рабочие места с явно выраженными вредными и опасными условиями труда, что не соответствует закону.

Суд учитывает, что в учреждении изданы приказы о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ и договором «а» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между ООО «<данные изъяты>» и ФБУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. ООО «<данные изъяты>» принимает на себя обязательство выполнить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно договорам о ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ0 года от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между «Заказчиком» ФБУ ИК-19 ОИК-1 ОУХД ГУФСИН РОССИИ по Свердловской области и «Исполнителем» - Институтом экологии и промышленной безопасности, «Исполнитель» принимает на себя обязанность выполнить инструментальные измерения физических и химических факторов на рабочих местах «Заказчика» с оформление результатов измерений, а также подготовить аттестационные материалы для аттестационной комиссии «Заказчика».

Из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящее время, проведена аттестация 144 рабочих мест. На 2012 год учреждением планируется проведение аттестации 54 рабочих мест, стоимость работ, на проведение которых составляет <данные изъяты> рублей. На 2013 год запланирована аттестация 137 рабочих мест.

Согласно раздела 5 Устава ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, источником финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации в том числе, доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.

Пунктом 5.11 Устава установлено, что заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В судебном заседании установлено, что для проведения аттестации рабочих мест выделяются крупные денежные средства на охрану труда с целью сохранения здоровья и жизни работников. Для проведения аттестации был произведен расчет денежных средств в размере 73 800 рублей за счет средств федерального бюджета и 66 000 рублей за счет средств от приносящих доход деятельности.

Суд признает обоснованным довод представителя ответчика относительно того, что срок проведения аттестации рабочих мест, указанный прокурором -6 месяцев, нереален к исполнению как в плане финансового обеспечения, так и по организационным причинам, считает, что представителем ответчика представлены доказательства объективных причин относительно невозможности исполнения решения в указанный срок.

Согласно представленной справке бухгалтерии от ДД.ММ.ГГГГ в 2011-2012 году лимиты бюджетных обязательств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не выделялись.

Суд учитывает доводов представителя ответчика о невозможности исполнения решения суда в шестимесячный срок в связи с необходимостью проведения замеров в холодный и теплый период времени года при проведении аттестации.

На основе имеющихся материалов дела суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности о проведении аттестации рабочих мест, считает, что бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации условий рабочих мест ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, является незаконным и противоречащим трудовому законодательству Российской Федерации, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест.

Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов ответчиком не проводится, ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд приходит к выводу о возможности и необходимости удовлетворения требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц о проведении аттестации рабочих мест, исходя из всех обязательных составляющих аттестации.

С учетом количества рабочих мест подлежащих аттестации, финансовых затрат на проведение аттестации рабочих мест, финансового положения и финансирования ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, с учетом доводов представителя ответчика, суд считает возможным установить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 1 год.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительную колонию № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Взыскать с ответчика Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области в доход муниципального бюджета Тавдинского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 13 июня 2012 года.

Председательствующий судья М.В. Чеблукова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>