РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Тавда 18 июня 2012 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В., при секретаре Боголюбовой Н.С.,
с участием: старшего помощника Тавдинского городского прокурора Резничено О.Г.,
представителя ответчика ГБУЗ «Тавдинская ЦРБ» Перминовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского городского прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Тавдинская центральная районная больница» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Тавдинская центральная районная больница» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
В обоснование заявления указал, что в ходе проверки, проведенной Тавдинской городской прокуратурой за соблюдение законов в исправительных учреждениях по исполнению требований законодательства по соблюдению законодательства об охране труда в ГБУЗ «Тавдинская центральная районная больница» было установлено, что в данном учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Поскольку нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу повышенного производственного травматизма, просит обязать ГБУЗ «Тавдинская центральная районная больница» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,
В судебном заседании помощник прокурора Резниченко О.Г. исковые требования уточнила. Просила обязать ГБУЗ «Тавдинская центральная районная больница» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственной инспекции труда в Свердловской области, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, хотя своевременно надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания.
Представитель ответчика Перминова О.В. уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» ГБУЗ «Тавдинская ЦРБ» аттестация рабочих мест по условиям труда проводится ежегодно. Количество штатных должностей в ГБУЗ «Тавдинская ЦРБ» составляет 1135 человек. В учреждении создана комиссия по проведению аттестации рабочих мест. Заключены договоры с ООО «<данные изъяты>» о проведении аттестации рабочих мест. За период 2010-2012 года проведена аттестация в нескольких отделениях. На 2013-2015 годы запланировано проведение аттестации остальных рабочих мест ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ».
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Положениями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31 августа 2007 г. "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 2 которого аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Порядок закрепляет общее правило, согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем в отношении вновь организованных рабочих мест она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Судом установлено, что в нарушение положений ст. 37 Конституции Российской Федерации ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком не проведена аттестация всех рабочих мест.
Факт нарушения трудового законодательства подтверждается материалами дела, из которых следует, что в ходе проверки проведенной Тавдинской городской прокуратурой в ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ» выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Российской Федерации: в учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
При удовлетворении искового заявления суд принимает во внимание, что сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ» проявил бездействие. В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В судебном заседании установлено, что в учреждении изданы приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о создании комиссии по аттестации рабочих мест.
Для проведения аттестации ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ» заключила договоры с ООО «<данные изъяты>», согласно которым ООО «<данные изъяты>» принимает на себя обязательство выполнить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Выделяются денежные средства на охрану труда с целью сохранения здоровья и жизни работников..
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по аттестации 26 рабочих мест составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, стоимость работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ по аттестации 24 рабочих мест составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, стоимость работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ по аттестации 31 рабочего места составляет <данные изъяты> руль <данные изъяты> копеек. Расчеты по указанным договорам произведены.
Максимальная сумма финансирования составляет 20% от суммы страховых взносов, однако данные средства являются недостаточными для проведения аттестации всех рабочих мест.
На основе имеющихся материалов дела суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности о проведении аттестации рабочих мест, считает, что бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации условий всех рабочих мест ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ», является незаконным и противоречащим трудовому законодательству Российской Федерации, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест.
Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов ответчиком не проводится ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ» не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд приходит к выводу о возможности и необходимости удовлетворения требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц о проведении аттестации рабочих мест, исходя из всех обязательных составляющих аттестации.
Суд признает обоснованным довод прокурора относительно срока проведения аттестации рабочих мест – 9 месяцев, считает, что с учетом количества рабочих мест подлежащих аттестации заявленный прокурором срок проведения аттестации является достаточным. При этом суд учитывает пояснения представителя ответчика о том, что в 2010-2011 году проведена аттестация рабочих мест в пищеблоке, административно-хозяйственной части, операционном блоке приемном, физиотерапевтическом паталогоанатомическом отделениях, в отделении лучевой терапии. В 2012 году проводится аттестация рабочих мест в неврологическом, терапевтическом, педиатрическом отделениях и административно-хозяйственной части. На сегодняшний осталось провести аттестацию рабочих мест в хирургическом отделении, администрации и бухгалтерии, которая запланирована на 2012 год.
Суд считает возможным установить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – девять месяцев.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Тавдинская центральная районная больница» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Взыскать с ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Тавдинская центральная районная больница» в доход муниципального бюджета Тавдинского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области.
Председательствующий судья М.В. Чеблукова
Копия верна:
Судья Чеблукова М.В.
Секретарь Боголюбова Н.С.