мотивированное решение составлено 27 марта 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 22 марта 2012 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
с участием помощника Тавдинского городского прокурора Цыганова М.А.,
при секретаре Поляковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах ФИО8 Максима Сергеевича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа об обеспечении по договору социального найма жилым помещением в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор, в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении ФИО9 М.С. жилого помещения и просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию Тавдинского городского округа обеспечить ФИО10 М.С. жилым помещением не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа.
В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО11 М.С.- относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Мать ФИО12 М.С. – ФИО13 Е.Е. умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отец ФИО14 М.С. – ФИО15 С.И. решением Тавдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением главы Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ 2009 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях» ФИО16 М.С. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения.
В июне 2011 года окончилось пребывание ФИО17 М.С. в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум». По окончании указанного образовательного учреждения ФИО18 М.С. жилье не предоставлено, своего жилья у него нет.
ФИО19 М.С. обратился в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав, указав, что Администрация Тавдинского городского округа поставила его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Впоследствии Тавдинский городской прокурор изменил исковые требования, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить ФИО20 М.С. по договору социального найма жилым помещением в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа.
Истец ФИО21 М.С. в судебное заседание не явился, был извещен о дне и месте судебного заседания судебной повесткой.
Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, но представил в суд отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку прокурор просит Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить ФИО22 М.С. по договору социального найма жилым помещением, однако Министерство уполномочено осуществлять только направление средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Представитель третьего лица Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Согласно представленному отзыву с исковыми требованиями Тавдинского городского прокурора не согласны, поскольку решение суда в случае удовлетворения заявленных требований может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав.
Суд, заслушав Тавдинского городского прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Тавдинским городским прокурором исковых требований в интересах ФИО23 М.С. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО24 М.С., относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: его мать ФИО25 Е.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-№, отец ФИО26 С.И. решением Тавдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над несовершеннолетним ФИО27 М.С.
Согласно постановлению Главы Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ 2009 года ФИО28 М.С. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
2 июня 2011 года ФИО29 М.С. окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум», что подтверждается свидетельством об уровне квалификации.
Как следует из домовой книги, в настоящее время ФИО30 М.С. проживает <адрес>. Собственниками указанного жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по закону являются ФИО31 А.М. и ФИО32 Е.Е.
По сведениям Тавдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости наличие недвижимого имущества в г. Тавде, Тавдинском и Таборинском районах Свердловской области за ФИО33 М.С. не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО34 М.С. на недвижимое имущество отсутствуют.
ФИО35 М.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениям в Тавдинском городском округе на 1 января 2012 года. По настоящее время истец жилым помещением, как нуждающийся, не обеспечен.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП, обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 вышеназванного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).
Таким образом, законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно в Свердловской области - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а Администрация Тавдинского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу. Впоследствии прокурор изменил исковые требования, и не предъявлял требований к ответчику Администрации Тавдинского городского округа.
Истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенной нормы права после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Доводы представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и третьего лица о том, что судебное решение об удовлетворении требований приведет к нарушению прав других детей-сирот, нуждающихся в жилье, являются необоснованными, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона №?159ФЗ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При данных обстоятельствах, исковые требования, заявленные прокурором в интересах ФИО36 М.С. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить ФИО37 Максима Сергеевича по договору социального найма жилым помещением в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 27 марта 2012 года.
Председательствующий судья Федотова Н.С.