мотивированное решение составлено 6 августа 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 01 августа 2012 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
с участием старшего помощника Тавдинского городского прокурора Коркиной Т.Л.,
при секретаре Поляковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах ФИО9 Оксаны Геннадьевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор, в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в интересах ФИО10 О.Г. Администрации Тавдинского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее до реорганизации и переименования - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области), ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (ранее ГКУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»), и просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) для ФИО11 О.Г. жилого помещения; обязать ГКУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» приобрести жилое помещение, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение ФИО13 О.Г.; обязать Администрацию Тавдинского городского округа заключить с ФИО12 А.Г. договор социального найма этого жилого помещения.
В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО14 О.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО15 О.Г.- ФИО16 Е.Ю. решением Тавдинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец в свидетельстве рождения указан со слов матери. Какого-либо жилья за ФИО17 О.Г. не закреплено, в собственности жилья не имеется.
Постановлением главы Тавдинского городского округа № от 5 сентября 2007 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемом по договорам социального найма жилых помещениях» ФИО18 О.Г. (до вступления в брак ФИО19 О.Г.) принята на учет во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении.
В апреле 2012 года ФИО20 О.Г. обратилась в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите ее жилищных прав, указав, что она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жилье ей так и не предоставлено. ФИО21 О.Г. состоит на учете нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии Тавдинский городской прокурор изменил исковые требования, просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО22 Оксане Геннадьевне; обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО23 Оксане Геннадьевне приобретенное для нее за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
В обоснование иска прокурор пояснил, что приобретение жилых помещений для детей-сирот возложено на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ранее до реорганизации и переименования - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, как распорядителя областного бюджета по приобретению жилых помещений, а после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, Администрация Тавдинского городского округа обязана заключить с ФИО24 О.Г. договор социального найма жилого помещения.
Истец ФИО25 О.Г. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания судебной повесткой, дело слушанием отложить не просила.
Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, хотя надлежащим образом был извещен о дне и времени рассмотрения дела судебной повесткой, что подтверждается вернувшимся в суд уведомлением о вручении. Уважительной причины не явки не представил, не просил дело слушанием отложить. Отзыв по иску не представил.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Тавдинским городским прокурором исковых требований в интересах ФИО26 О.Г. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО27 О.Г. до заключения брака ФИО28 О.Г., что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать – ФИО29 Елена Юрьевна, что подтверждается решением Тавдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец указан со слов матери.
В соответствие с постановлением главы Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО30 О.Г. (до брака – ФИО31 О.Г.) принята на учет во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот.
В настоящее время ФИО32 О.Г. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, данное жилое помещение она снимает, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Тавдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости наличие недвижимого имущества в г. Тавде, Тавдинском и Таборинском районах Свердловской области за ФИО33 О.Г. не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО34 О.Г. на недвижимое имущество отсутствуют.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало- Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО35 О.Г.. на недвижимое имущество отсутствуют.
ФИО36 О.Г. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениям в Тавдинском городском округе на 1 января 2012 года. Также состоит в списке очередности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади в 2011 году, но по настоящее время истец жилым помещением, как нуждающаяся, не обеспечена.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП, обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 вышеназванного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).
По Постановлению Правительства Свердловской области от 26.04.2012 года № 417-ПП Министерство строительства и архитектуры Свердловской области было реорганизовано, согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 4.07.2012 года № 723-ПП переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Таким образом, законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно в Свердловской области - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма после передачи в муниципальную собственность.
Обеспечение Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области истца жилым помещением должно быть совершено в пределах представленных ответчику полномочий- приобретению для истца жилого помещения, распределению его в пользу ФИО37 О.Г. в соответствии с приказом, на основании которого после передачи жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, орган местного самоуправления муниципального образования – Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма жилого помещения, в связи с чем, исковое требование и к Администрации Тавдинского городского округа подлежит удовлетворению.
Истец относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенной нормы права после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Доводы представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о том, что судебное решение об удовлетворении требований приведет к нарушению прав других детей-сирот, нуждающихся в жилье, и должно предоставляться в порядке очередности, являются необоснованными, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона №?159ФЗ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При данных обстоятельствах, исковые требования, заявленные прокурором в интересах ФИО38 О.Г. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа подлежат удовлетворению.
Исковые требования к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» прокурором и истцом не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО39 Оксане Геннадьевне.
Обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО40 Оксане Геннадьевне приобретенное для нее за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 6 августа 2012 года.
Председательствующий судья Федотова Н.С.