мотивированное решение составлено 30 июля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 25 июля 2012 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
при секретаре Поляковой Т.В.,
с участием представителя истцов - ФИО17 С.А.,
представителя ответчика МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» ФИО18 С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО19 Натальи Петровны, ФИО20 Александра Николаевича и несовершеннолетних ФИО21 Дениса Александровича, ФИО22 Максима Александровича к МБУ ТГО «Единое Агентство заказчика» о признании приобретшими права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Представитель истцов ФИО23 Н.П., ФИО24 А.Н. и несовершеннолетних ФИО25 Д.А., ФИО26 М.А. – Торопов С.А. обратился в суд с иском к МБУ ТГО «Единое Агентство заказчика» о признании ФИО27 Н.П., ФИО28 А.Н. и несовершеннолетних ФИО29 Д.А., ФИО30 М.А. приобретшими права пользования и владения жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и заключении ответчиком с истцами договора социального найма жилого помещениями, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование иска представитель истцов указал, что ФИО31 Н.П. является родственницей ФИО32 А.Г., ФИО33 В.Н., ФИО34 А.Г., ФИО35 Е.С., ранее зарегистрированных ранее по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО36 А.Г. по данному адресу никогда зарегистрирована не была и не проживала. С 2000 года ФИО37 Н.П. и ФИО38 А.Н. проживали совместно с ФИО39 В.Н. по указанному адресу, а с 2001 года по настоящее время ФИО16 зарегистрированы по указанному адресу, и фактически пользуются указанной квартирой, несут расходы по оплате коммунальных платежей и электроэнергии.
В 2011 году семья ФИО40 решила приватизировать указанную квартиру, однако, в связи с тем, что документов, подтверждающих родственные отношения с ФИО41 А.Г., ФИО42 В.Н., ФИО43 А.Г., ФИО44 Е.С. не сохранилось, им было отказано в заключении договора социального найма без которого заключить договор приватизации не представляется возможным.
В судебном заседании представитель истцов - ФИО45 С.А уточнил (уменьшил) исковые требования, просил признать истцов приобретшими право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> в <адрес> и обязать МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» заключить договор социального найма с ФИО46 Натальей Петровной, ФИО47 Александром Николаевичем и их несовершеннолетними детьми ФИО48 Денисом Александровичем, ФИО49 Максимом Александровичем.
Представитель истцов в судебном заседании подтвердил доводы изложенные в исковом заявлении и пояснил, что истец ФИО50 Н.П. вместе с супругом Деминым А.Н. в 2000 году приехали из <адрес> для проживания в спорном жилом помещении, где проживал ФИО51 В.Н., который вселил ФИО52 Н.П. и ФИО53 А.Н. как членов семьи - своих родственников, впоследствии ФИО54 были зарегистрированы по данному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО55 В.Н. умер. В период проживания у ФИО56 родились дети, которые тоже вселены в жилое помещение. Кто ранее были зарегистрированы по данному адресу, умерли.
Представитель ответчика МБУ ТГО «Единое Агентство заказчика» ФИО57 С.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку оснований ранее для заключения договора найма с истцами не имелось. В случае признания истцов приобретшими права пользования, заключение договора социального найма возможно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен, возражений по иску не предоставил, полагал принятие решения на усмотрение суда.
Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав пояснения представителя истцов, доводы представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (ст. 53 указанного кодекса) и если при вселении между этими гражданами и нанимателем не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Таким образом, приобретение права пользования жилым помещением ставится в зависимость от ряда условий, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации (как и ранее действующем Жилищного кодекса РСФСР).
Юридически значимыми обстоятельствами, на основании которых суд вправе признать за гражданином право пользования жилым помещением, в силу ст. ст. 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации (и ранее действовавших ст. ст. 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР) являются: согласие нанимателя и членов его семьи на вселение гражданина в жилое помещение, реальное вселение и проживание в жилище, признание членом семьи нанимателя, ведение общего хозяйства с нанимателем, отсутствие иного соглашения о порядке пользования жилым помещением, отсутствие права пользования другим жилищем. Только при наличии всех указанных условий за гражданином может быть признано право пользования жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, а также ст. 69 и 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением. Если указанные граждане перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
В судебном заседании установлено, что в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживают: ФИО58 Н.П. и ФИО59 А.Н. с марта 2000 года, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, их сыновья проживают и зарегистрированы: ФИО60 Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО61 М.А с ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее по адресу <адрес> проживал наниматель ФИО62 В.Н., который был зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ. ФИО63 Н.П. и ФИО65 А.Н. были вселены в жилое помещение нанимателем, как члены его семьи, которые вели с ФИО66 В.Н. общее хозяйство, имели общий бюджет. Возражений от ФИО64 А.Г. на вселение истцов в жилое помещение не поступило. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей ФИО67 Е.В. и ФИО68 К.В., согласно которым ФИО69 Н.П. и ФИО70 А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ стали проживать в квартире по адресу: <адрес> совместно с дальним родственником ФИО71 В.Н., вселены им, вели с нанимателем совместное хозяйство, жили как члены одной семьи, бюджет был единым. В 2001 году ФИО72 В.Н. умер, и они остались проживать по вышеуказанному адресу одни. В настоящее время в этой квартире так же проживают их несовершеннолетние сыновья Денис и Максим. Другого жилья истцы в пользовании не имеют.
По адресу <адрес> также был зарегистрирован ФИО73 А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти - ДД.ММ.ГГГГ. ФИО74 Е.С. по данному адресу была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается поквартирной карточкой.
ФИО75 В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО76 Е.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО77 А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями записи актов о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение был выдан на имя ФИО78 Алефтины Григорьевны. Из свидетельских показаний следует, что в квартире по адресу <адрес> ФИО79 А.Г. не вселялась и не проживала, место нахождения в настоящее время ее не известно, актовая запись о смерти в ЗАГСе г. Тавды отсутствует, в жилом помещении не зарегистрирована.
Поскольку ФИО80 Н.П. и ФИО81 А.Н. были вселены в жилое помещение как члены семьи нанимателя ФИО82 В.Н., несли расходы на содержание жилья, делали текущий ремонт, вели с нанимателями общее хозяйство, соглашение истцов с представителем собственника - МБУ ТГО «Единое Агентство заказчика», у которого находится жилое помещение в оперативном управлении, о порядке пользования жилым помещением отсутствует, также отсутствует право пользования другим жилищем, суд считает, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением, и при наличии всех указанных условий считает возможным признать ФИО83 Н.П., ФИО84 А.Н. и несовершеннолетних ФИО85 Д.А., ФИО86 М.А. приобретшими права пользования жилым помещением, расположенными по адресу: <адрес>.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, которое является муниципальной собственностью Тавдинского городского округа, было передано в оперативное управление МБУ ТГО «Единое агентство заказчика». Согласно п.2.3.17 договора, МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» обязано заключать договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением, ответчик обязан заключить с ними договор социального найма этого жилого помещения для реализации жилищных прав истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать ФИО87 Наталью Петровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО88 Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО89 Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО90 Максима Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приобретшими право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» заключить с ФИО91 Натальей Петровной, ФИО92 Александром Николаевичем, ФИО93 Денисом Александровичем, ФИО94 Максимом Александровичем договор социального найма жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 30 июля 2012 года.
Решение изготовлено в совещательной комнате машинописным способом.
Председательствующий судья Федотова Н.С.