мотивированное решение составлено
6 августа 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 01 августа 2012 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
с участием старшего помощника Тавдинского городского прокурора Коркиной Т.Л.,
при секретаре Поляковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах ФИО13 Амерхана Амерхановича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор, в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в интересах ФИО14 Амерхана Амерхановича к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее именовалось Министерство строительства и архитектуры Свердловской области), ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (ранее ГКУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства») и просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета, получателем которого является ГКУ свердловской области «Фонд жилищного строительства», на строительство (приобретение) благоустроенного жилого помещения для ФИО18 А.А. в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа; обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить) жилое помещение за счет средств бюджета Свердловской области; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить построенное (приобретенное) жилое помещение в пользу ФИО15 А.А.; обязать администрацию Тавдинского городского округа после распределения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения ФИО16 А.А. и передачи приобретенного (построенного) жилого помещения в муниципальную собственность Тавдинского городского округа, заключить с ФИО17 А.А. договор социального найма этого жилого помещения.
В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО19 А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку мать ФИО22 А.А. – ФИО23 Л.И. умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО20 А. умер в ДД.ММ.ГГГГ. Недвижимого имущества за ФИО21 А.А. не зарегистрировано.
Постановлением главы Тавдинского городского округа № от 16 апреля 2010 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемом по договорам социального найма жилых помещениях» ФИО24 А.А. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 А.А.обратился в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав, указав, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилье ему так и не предоставлено. ФИО26 А.А. состоит на учете нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ года.
Впоследствии Тавдинский городской прокурор изменил исковые требования, просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО27 Амерхану Амерхановичу; обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО28 Амерхану Амерхановичу приобретенное для него за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
В обоснование иска прокурор пояснил, что приобретение жилых помещений для детей-сирот возложено на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, как распорядителя областного бюджета по приобретению жилых помещений, а после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, Администрация Тавдинского городского округа обязана заключить с ФИО29 А.А. договор социального найма жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени судебного заседания.
Суд, заслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Тавдинским городским прокурором исковых требований в интересах ФИО30 по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО31 А.А. относится к числу детей-сирот: его мать – ФИО32 Людмила Ивановна умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, отец – ФИО33 Амерхан умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №
Согласно постановления Главы Тавдинского городского округа № от 24 августа 2006 года малолетнему ФИО34 А.А. назначен опекун ФИО35 Танзиля Амерхановна.
Согласно постановления главы Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО36 А.А. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот.
ФИО37 А.А. окончил службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации, что подтверждается военным билетом.
Как следует из справки Главы Ленинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время ФИО38 А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>. Собственником вышеуказанного жилого помещения является опекун истца ФИО39 Т.А.
По сведениям Тавдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости наличие недвижимого имущества в г. Тавде, Тавдинском и Таборинском районах Свердловской области за ФИО40 А.А. не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО41 А.А.. на недвижимое имущество отсутствуют.
ФИО42 А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениям в Тавдинском городском округе на 1 января 2012 года.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 2 Ф������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????�??????????�??????????�?????????????????????�??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�???????�??????????�??????????�??????????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?��
В частности, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП, обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 вышеназванного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).
По Постановлению Правительства Свердловской области от 26.04.2012 года № 417-ПП Министерство строительства и архитектуры Свердловской области было реорганизовано, согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 4.07.2012 года № 723-ПП переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Таким образом, законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно в Свердловской области - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма.
Обеспечение Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области истца жилым помещением должно быть совершено в пределах представленных ответчику полномочий- приобретению для истца жилого помещения, распределению его в пользу ФИО43 А.А. в соответствии с приказом, на основании которого после передачи жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, орган местного самоуправления муниципального образования – Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма жилого помещения, в связи с чем, исковое требование и к Администрации Тавдинского городского округа подлежит удовлетворению.
Истец относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенной нормы права после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Доводы представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о том, что судебное решение об удовлетворении требований приведет к нарушению прав других детей-сирот, нуждающихся в жилье, и должно предоставляться в порядке очередности, являются необоснованными, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона №?159ФЗ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При данных обстоятельствах, исковые требования, заявленные прокурором в интересах ФИО44 А.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа подлежат удовлетворению.
Исковые требования к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» прокурором и истцом не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО45 Амерхану Амерхановичу.
Обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО46 Амерхану Амерхановичу приобретенное для него за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 6 августа 2012 года.
Председательствующий судья Федотова Н.С.