Прокурор в интересах ребенка сироты о предосатвлении жилого помещения по договору социального найма



мотивированное решение составлено 3 августа 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

г. Тавда                                  31 июля 2012 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,

с участием старшего помощника Тавдинского городского прокурора Коркиной Т.Л.,

при секретаре Поляковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах ФИО8 Антона Викторовича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский городской прокурор, в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в интересах ФИО9 А.В. к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее Министерство строительства и архитектуры Свердловской области), ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении ФИО10 А.В. жилого помещения и просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета, получателем которого является ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», на строительство (приобретение) благоустроенного жилого помещения для ФИО11 А.В. в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа; обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить) жилое помещение за счет средств бюджета Свердловской области; обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области распределить построенное (приобретенное) жилое помещение в пользу ФИО12 А.В.; обязать администрацию Тавдинского городского округа после распределения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения ФИО13 А.В. и передачи приобретенного (построенного) жилого помещения в муниципальную собственность Тавдинского городского округа, заключить с ФИО14 А.В. договор социального найма этого жилого помещения.

В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО15 А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец - ФИО16 В.Н. умер в ДД.ММ.ГГГГ, а мать -ФИО17 Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ году лишена родительских прав.

Постановлением главы Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемом по договорам социального найма жилых помещениях» ФИО18 А.В. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО19 А.В. обратился в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав, указав, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилье ему так и не предоставлено. ФИО20 А.В. состоит на учете нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии Тавдинский городской прокурор изменил исковые требования, просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО21 Антону Викторовичу; обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО22 Антону Викторовичу приобретенное для него за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.

В обоснование иска прокурор пояснил, что приобретение жилых помещений для детей-сирот возложено на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как распорядителя областного бюджета по приобретению жилых помещений, а после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, Администрация Тавдинского городского округа обязана заключить с ФИО23 А.В. договор социального найма жилого помещения.

Истец ФИО24 А.В. в судебном заседании пояснил, что полностью поддерживает заявленные требования, все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтверждает.

Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени судебного заседания.

Суд, заслушав доводы прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Тавдинским городским прокурором исковых требований в интересах ФИО25 А.В. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО26 А.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: его мать –ФИО27 Наталья Викторовна лишена родительских прав, что подтверждается решением Тавдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО28 Виктор Николаевич, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти .

Постановлением главы муниципального образования «Тавдинский район» от ДД.ММ.ГГГГ над малолетним ФИО29 А.В. была установлена опека, опекуном назначен ФИО30 Александр Николаевич (дядя истца).

Согласно постановлению главы Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО31 А.В. принят на учет в Администрации Тавдинского городского округа во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО32 А.В. окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Тавдинское профессиональное училище», что подтверждается дипломом

Как следует из справки начальника МБУ ТГО «Служба заказчика», в настоящее время ФИО33 А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, данный факт также подтверждается и представленной домовой книгой, в которой имеется отметка о регистрации истца.

По сведениям Тавдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости наличие недвижимого имущества в г. Тавде, Тавдинском и Таборинском районах Свердловской области за ФИО34 А.В. не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО35 А.В. на недвижимое имущество отсутствуют. Дом, в котором проживает истец по адресу <адрес> находится в собственности опекуна ФИО36 А.Н.

ФИО37 А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениям в Тавдинском городском округе. По настоящее время истец жилым помещением, как нуждающийся, не обеспечен.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП, обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 вышеназванного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).

По Постановлению Правительства Свердловской области от 26.04.2012 года № 417-ПП Министерство строительства и архитектуры Свердловской области было реорганизовано, согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 4.07.2012 года № 723-ПП переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Таким образом, законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно в Свердловской области - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.

Обеспечение Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области истца жилым помещением должно быть совершено в пределах представленных ответчику полномочий- приобретению для истца жилого помещения, распределению его в пользу ФИО38 А.В. в соответствии с приказом, на основании которого после передачи жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, орган местного самоуправления муниципального образования – Администрация Тавдинского городского округа заключает договор социального найма жилого помещения, в связи с чем, исковое требование и к Администрации Тавдинского городского округа подлежит удовлетворению.

Истец относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенной нормы права после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о том, что судебное решение об удовлетворении требований приведет к нарушению прав других детей-сирот, нуждающихся в жилье, и должно предоставляться в порядке очередности, являются необоснованными, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона №?159ФЗ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При данных обстоятельствах, исковые требования, заявленные прокурором в интересах ФИО39 А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа подлежат удовлетворению.

Исковые требования к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» прокурором и истцом не заявлялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в границах Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма ФИО40 Антону Викторовичу.

Обязать администрацию Тавдинского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить ФИО41 Антону Викторовичу приобретенное для него за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 3 августа 2012 года.

Председательствующий                         судья Федотова Н.С.