Дело № 2-366-2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Село Верхние Татышлы 31 мая 2011 года Татышлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Латыповой З.Г. с участием прокурора района- заместителя прокурора Гарифуллиной Э.Р. представителя администрации МР Татышлинский район Р.Б. Сагиева А.М. представителя органа опеки и попечительства отдела образования МР Татышлинский район Ганиевой А.З.. истца Муратшина В.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Муратшина В.Е. к ответчикам администрации муниципального района Татышлинский район РБ, Правительству РБ о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма У С Т А Н О В И Л: Прокурор Татышлинского района РБ обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям. Прокуратурой Татышлинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Проверкой установлено, что Муратшин В.Е. подпадает под действие Закона, он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но не имеет закрепленного жилья. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В связи с тем, что Муратшин В.Е. самостоятельно не может обратиться в защиту нарушенных прав, ввиду возраста и незнания законов, прокурор района просит признать бездействие Администрации MP Татышлинский район РБ и Правительства РБ, в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации MP Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Муратшина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в <адрес> MP Татышлинский район РБ незаконным. Обязать Администрацию MP Татышлинский район РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Муратшину В.Е. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям. В судебном заседании заместитель прокурора Гарифуллина Э.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, изложила доводы, приведенные в исковом заявлении. Истец Муратшин В.Е. иск поддержал, пояснил, что нуждается в жилье, жилое помещение ему не предоставлено, проживает в доме попечителя - дедушки. Представитель ответчика администрации муниципального района Татышлинский район Сагиев А.М. исковые требования признал частично. Пояснил, что действительно истец Муратшин В.Е. является сиротой, состоит в списке нуждающихся в предоставлении жилья. Но в связи с тем, что Правительством РБ не предоставлены денежные средства, жильем Муратшин В.Е.не обеспечен. Со стороны администрации района ведется работа в этом направлении, все сироты поставлены на учет, списки и ходатайства направлены в Правительство РБ, в Министерство образования. В списке нуждающихся состоят 57 человек, в списке кто должен получить жилье по окончании учебного заведения 11 человек. После выделения денежных средств Правительством РБ, жилое помещение Муратшину В.Е. будет приобретено по учетным нормам. Представитель Правительства РБ по доверенности Ступин С.П. на судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в отсутствии. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика иск не признал, указав, что согласно пункту 5 Порядка постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года №200, при обращении о постановке на учет детей-сирот наряду с другими документами должны быть представлены справка из государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации РБ об отсутствии в собственности заявителя жилых помещений, а также копии документов, подтверждающих отсутствие закрепленного за заявителем жилого помещения. Как усматривается из искового заявления и материалов к нему, указанные документы в отношении Муратшина В.Е. отсутствуют. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Татышлинского района в интересах Муратшина В.Е. не имеется. Представитель отдела образования Республики Башкортостана по доверенности Гилязиева А.Р. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве указано, что ответчиками не допущено нарушения прав Муратшина В.Е.. по обеспечению жилым помещением. В соответствии с Постановлением Министерства образования РБ сформирован сводный список ( банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, где Муратшин В.Е. состоит на учете для получения жилого помещения. 31 марта 2011 года №07-09/105 Министерством подана ежегодная заявка на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерство экономического развития РБ в которую включен и Муратшин В.Е. Распоряжением Правительства РБ №285-р от 31.03.2011 года выделен лимит капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, всего в сумме 88963500 рублей, в том числе Администрация МР Татышлинский район РБ в сумме 651000 рублей. Представитель третьего лица- Министерства финансов РБ судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования прокурора Татышлинского района РБ в защиту Муратшина В.Е. к Правительству Республики Башкортостан следует удовлетворить, в исковых требованиях к Администрации МР Татышлинский район следует отказать. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, данное право закреплено в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Абзацем 3 ч.1ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно постановлению Правительства РБ №200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству образования РБ возложена обязанность сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20.07.2007 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Согласно пункта З данного постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250 по жалобе Муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом Республики Башкортостан №260-3 от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Судом установлено, что Муратшин В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2007 года проживает у попечителя дедушки М., что подтверждается постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении попечительства над несовершеннолетним Муратшиным В.Е.. М. назначен попечителем в связи со смертью родителей внука: смертью ДД.ММ.ГГГГ матери Ш., смертью ДД.ММ.ГГГГ отца М.Е.З.. Факт смерти родителей подтверждается копия свидетельств о смерти № и № №. Как следует из постановления администрации муниципального района Татышлинский район РБ №86 от 05 марта 2010 года Муратшин В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на регистрационный учет, как нуждающийся в получении жилой площади. Как следует из заявки на выделение лимита капитальных вложений в Министерство образования РБ запрошены средства в отношении Муратшина В.Е. в размере 491700 рублей. Как следует из справки Муратшин В.Е., окончил в 2009 году <данные изъяты> колледж. Как следует из военного билета № Муратшин В.Е. прошел военную службу в рядах Российской Армии в период с 07 апреля 2010 года по 16 мая 2011 года. Как следует из справки Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации РБ Янаульского межрайонного филиала Татышлинского территориального участка №251 от 18 мая 2011 года Муратшин В.Е. согласно инвентаризации по Татышлинскому району владельцем недвижимого имущества не установлен. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ №52/002/2011 г.-211 от 18 мая 2011 года информация о правах Муратшина В.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно распоряжения Администрации МР Татышлинский район РБ № 41 от 14 февраля 2007 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение действующего законодательства Муратшину В.Е. Валерьевичу по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ жилое помещение по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением администрации муниципального района Муратшин В.Е.. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилье ей реально не предоставлено, чем нарушено право Муратшина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения., гарантированные федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает, что исковые требования прокурора к Правительству Республики Башкортостан подлежат удовлетворению, истец Муратшин В.Е. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров вне очереди по договору социального найма в Татышлинском районе Республики Башкортостан. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Татышлинского района в защиту интересов Муратшина В.Е. о признании бездействия администрации МР Татышлинский район РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящих на учете в администрации муниципального района Татышлинский район в качестве нуждающихся в получении жилого помещения сироты Муратшина В.Е. и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать. Исковые требования прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Муратшина В.Е. к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Муратшина В.Е. и возложении обязанности предоставить Муратшину В.Е. жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Признать бездействие Правительства РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящих на учете в администрации муниципального района Татышлинский район РБ сироты Муратшина В.Е. незаконным. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Муратшину В.Е.,06 февраля 1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального района Татышлинский район, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, площадью не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: подпись З.Г. Латыпова Решение вступило в законную силу 20.06.2011г.