Дело № 2-365-2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Село Верхние Татышлы 31 мая 2011 года Татышлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Латыповой З.Г. с участием прокурора района- заместителя прокурора Гарифуллиной Э.Р. представителя администрации МР Татышлинский район Р.Б. Сагиева А.М. представителя органа опеки и попечительства отдела образования МР Татышлинский район Ганиевой А.З. истца Габдулхакова Ф.М. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Габдулхакова Ф.М. к ответчикам администрации муниципального района Татышлинский район РБ, Правительству РБ о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма У С Т А Н О В И Л: Прокурор Татышлинского района РБ обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям. Прокуратурой Татышлинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Проверкой установлено, что Габдулхаков Ф.М. подпадает под действие Закона, он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но не имеет закрепленного жилья. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В связи с тем, что Габдулхаков Ф.М. самостоятельно не может обратиться в защиту нарушенных прав, ввиду возраста и незнания законов, прокурор района просит признать бездействие Администрации MP Татышлинскйй район РБ и Правительства РБ, в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации MP Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Габдулхакова Ф.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в селе <данные изъяты>, <данные изъяты> незаконным. Обязать Администрацию MP Татышлинскйй район РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Габдулхакову Ф.М. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям. В судебном заседании заместитель прокурора Гарифуллина Э.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, изложила доводы, приведенные в исковом заявлении. Истец Габдулхаков Ф.М. иск поддержал, пояснил, что нуждается в жилье, жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время проживает у сестры- опекуна Ф.. Семья у сестры большая, проживает 7 человек, общежитие ему не предоставили, заканчивает ПТУ №151 в с. Булькайпаново.. Представитель ответчика администрации муниципального района Татышлинский район Сагиев А.М. исковые требования признал частично. Пояснил, что действительно истец Габдулхаков Ф.М. является сиротой, состоит в списке нуждающихся в предоставлении жилья. Но в связи с тем, что Правительством РБ не предоставлены денежные средства, жильем сироту Габдулхакова Ф.М. не смогли обеспечить. Со стороны администрации района ведется работа в этом направлении, все сироты поставлены на учет, списки и ходатайства направлены в Правительство РБ, в Министерство образования. В списке состоят 57 человек, в списке кто должен получить жилье по окончании учебного заведения 11 человек. После выделения денежных средств Правительством РБ, жилое помещение Габдулхакову Ф.М. будет приобретено по учетным нормам. Представитель Правительства РБ по доверенности Ступин С.П. на судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в отсутствии. Представитель отдела образования Республики Башкортостана по доверенности Гилязиева А.Р. на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве указано, что ответчиками не допущено нарушения прав Габдулхакова Ф.М. по обеспечению жилым помещением. В соответствии с Постановлением Министерства образования РБ сформирован сводный список ( банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, где Габдулхаков Ф.М. состоит на учете для получения жилого помещения согласно Постановления №385 от 21.08.2009 года. 31 марта 2011 года №07-09/105 Министерством подана ежегодная заявка на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерство экономического развития РБ в которую включен и Габдулхаков Ф.М.. Распоряжением Правительства РБ №285-р от 31.03.2011 года выделен лимит капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, всего в сумме 88963500 рублей, в том числе Администрация МР Татышлинский район РБ в сумме 651000 рублей. Представитель третьего лица- Министерства финансов РБ судебное не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования прокурора Татышлинского района РБ в защиту Габдулхакова Ф.М. к Правительству Республики Башкортостан следует удовлетворить, в исковых требованиях к Администрации МР Татышлинский район следует отказать. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, данное право закреплено в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Абзацем 3 ч.1ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно постановлению Правительства РБ №200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству образования РБ возложена обязанность сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20.07.2007 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Согласно пункта З данного постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250 по жалобе Муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом Республики Башкортостан №260-3 от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Судом установлено, что Габдулхаков Ф.М. проживает у опекуна Ф., в селе <данные изъяты> что подтверждается постановлением №142 от 30 апреля 1999 года об установлении опекунства над несовершеннолетним Габдулхаковым Ф.М.. В постановлении указано, что отец Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Факт смерти родителей подтверждается справками о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из постановления администрации муниципального района Татышлинский район РБ №385 от 21 августа 2009 года Габдулхаков Ф.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на регистрационный учет как нуждающийся в получении жилой площади. Как следует из заявки на выделение лимита капитальных вложений в адрес Министерства образования РБ, запрошены средства в отношении Габдулхакова Ф.М. в размере 491700 рублей. Как следует из справки о составе семьи Габдулхаков Ф.М. проживает в доме опекуна Ф. в селе <данные изъяты>, состав семьи 7 человек, общая площадь квартиры составляет 72 квадратных метров.. Как следует из справки Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации РБ Янаульского межрайонного филиала Татышлинского территориального участка Габдулхаков Ф.М. согласно инвентаризации по Татышлинскому району владельцем недвижимого имущества не установлен. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ №52/002/2011 г.-211 от 18 мая 2011 года информация о правах Габдулхакова Ф.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно распоряжения Администрации МР Татышлинский район РБ№ 41 от 14.02.2007 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение действующего законодательства Габдулхакову Ф.М. по окончанию пребывания в образовательном учреждении жилого помещения, в учреждении профессионального образования, по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением администрации муниципального района Габдулхаков Ф.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилье ему реально не предоставлено, чем нарушено право Габдулхакова Ф.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., гарантированные федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает, что исковые требования прокурора к Правительству Республики Башкортостан подлежат удовлетворению, истец Габдулхаков Ф.М. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров вне очереди по договору социального найма в Татышлинском районе Республики Башкортостан. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Татышлинского района в защиту интересов Габдулхакова Ф.М. о признании бездействия администрации МР Татышлинский район РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящих на учете в администрации муниципального района Татышлинский район в качестве нуждающихся в получении жилого помещения сироты Габдулхакова Ф.М. и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать. Исковые требования прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Габдулхакова Ф.М. к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Габдулхакова Ф.М. и возложении обязанности предоставить Габдулхакову Ф.М. жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Признать бездействие Правительства РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящих на учете в администрации муниципального района Татышлинский район РБ сироты Габдулхакова Ф.М. незаконным. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Габдулхакову Ф.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального района Татышлинский район, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, площадью не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: подпись З.Г. Латыпова Решение вступило в законную силу 20.06.2011г.