Дело № 2-143-2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Село Верхние Татышлы 20 марта 2012 года Татышлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Латыповой З.Г. с участием прокурора района- заместителя прокурора Гарифуллиной Э.Р. представителя администрации МР Татышлинский район Р.Б. С.Л.М. представителя органа опеки и попечительства отдела образования МР Татышлинский район Г.А.З.. заинтересованного лица Шаисламовой А.Д. при секретаре Зариповой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Шаисламовой А.Д. к ответчикам администрации муниципального района Татышлинский район РБ о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма У С Т А Н О В И Л: Прокурор Татышлинского района РБ обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям. Прокуратурой Татышлинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. В ходе проверки установлено следующее, что в связи со смертью матери ДД.ММ.ГГГГ и лишением отца родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Татышлинского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ над Шаисламовой А.Д. была установлена опека, опекуном назначен Хасанов К.Г.. Таким образом, Шаисламова А.Д. подпадает под категорию детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации МР Татышлинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Шаисламова А.Д. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Какого-либо закрепленного на праве собственности жилого помещения за Шаисламовой А.Д. не имеется. ДД.ММ.ГГГГ Шаисламова А.Д. закончила обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении – Чайковском техникуме промышленных технологий и управления. Проверкой установлено, что Шаисламова А.Д. подпадает под действие Закона, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но жилым помещением до настоящего времени на условиях социального найма не обеспечена. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В связи с тем, что Шаисламова А.Д.самостоятельно не может обратиться в защиту нарушенных прав, ввиду возраста и незнания законов, прокурор района просит признать бездействие Администрации MP Татышлинский район РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации MP Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Шаисламовой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес> незаконным. Обязать Администрацию MP Татышлинский район РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Шаисламовой А.Д. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям. В судебном заседании заместитель прокурора Гарифуллина Э.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, изложила доводы, приведенные в исковом заявлении. Заинтересованное лицо Шаисламова А.Д. иск поддержала, пояснила, что нуждается в жилье, жилое помещение ей не предоставлено, в ДД.ММ.ГГГГ она кончила Пермский государственный технологический колледж, проживала с ДД.ММ.ГГГГ в семье опекуна, временно проживала у отца в <адрес>. В настоящее время фактически проживает в <адрес>, снимает квартиру, своего закрепленного жилья не имеет, намерена переехать по месту регистрации на постоянное место жительство в Татышлинский район. Представитель ответчика администрации муниципального района Татышлинский район С.Л.М. исковые требования признала полностью. Пояснила, что действительно Шаисламова А.Д. является сиротой, состоит в списке нуждающихся в предоставлении жилья, своего жилья не имеет.. Но в связи с тем, что Правительством РБ не предоставлены денежные средства, жильем Шаисламова А.Д. не обеспечена. Со стороны администрации района ведется работа в этом направлении, Шаисламова А.Д. поставлена на учет, заявка на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2012 года направлена в Правительство РБ и в Министерство образования, в данной заявке учтена и Шаисламова А.Д.. После выделения средств жилое помещение Шаисламовой А.Д. будет приобретено по учетным нормам. Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Г.А.З. поддержала исковые требования прокурора района. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, данное право закреплено в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Абзацем 3 ч.1ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно постановлению Правительства РБ №200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству образования РБ возложена обязанность сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20.07.2007 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Согласно п.З данного постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250 по жалобе Муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом Республики Башкортостан №260-3 от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Судом установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Хасанов К.Г. назначен опекуном над несовершеннолетней племянницей Шаисламовой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в <адрес> Решением Татышлинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Шайсламов Д.Д. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Шаисламовой А.Д.. Как следует из свидетельства о смерти 1-АР № ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Шаисламовой А.Д.- Исмагилова Р.Ф. Как следует из постановления администрации муниципального района Татышлинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Шаисламова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на регистрационный учет, как нуждающаяся в получении жилой площади. Как следует из заявки на выделение лимита капитальных вложений в Министерство образования РБ запрошены средства в отношении Шаисламовой А.Д. в размере 594 тысячи рублей. Как следует из данных Куединского филиала ГУП «ЦТИ», Татышлинского территориального участка Янаульского межрайонного филиала государственного унитарного предприятия « Бюро технической инвентаризации РБ Шаисламова А.Д. согласно инвентаризации по Татышлинскому району РБ и Куединскому району Пермского края владельцем недвижимого имущества не установлена. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ № г от ДД.ММ.ГГГГ информация о зарегистрированных правах Шаисламовой А.Д. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ информация о зарегистрированных правах Шаисламовой А.Д. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Как следует из копии диплома №, Шаисламова А.Д. окончила Пермский государственный технологический колледж» и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Шаисламовой А.Д. присвоена квалификация технолог по специальности парикмахерское искусство. Согласно распоряжения Администрации МР Татышлинский район норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение действующего законодательства Шаисламовой А.Д. по окончанию учебы жилое помещение по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением администрации муниципального района Шаисламова А.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилье ей реально не предоставлено, чем нарушено право Шаисламовой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гарантированные федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает, что исковые требования прокурора к Правительству Республики Башкортостан подлежат удовлетворению, заинтересованное лицо-истица Шаисламова А.Д. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров вне очереди по договору социального найма в Татышлинском районе Республики Башкортостан. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : . Исковые требования прокурора Татышлинского района РБ в защиту интересов Шаисламовой А.Д. к администрации МР Татышлинский район РБ о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района Татышлинский район в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Шаисламовой А.Д. и возложении обязанности предоставить Шайсламовой А.Д. жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Признать бездействие администрации МР Татышлинский район РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящих на учете в администрации муниципального района Татышлинский район РБ сироты Шаисламовой А.Д. незаконным. Обязать администрацию муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан предоставить Шаисламовой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального района Татышлинский район, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, площадью не менее 18 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Копия верна: подпись судьи Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ