О признании бездействия по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деят



Дело №2-79-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Ытык-Кюель «12» мая 2010 г.

Таттинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., с участием заявителя- помощника прокурора Таттинского района Захаровой Н.А., заведующей МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус» Массаевой А.И., при секретаре Никитиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению прокурора Таттинского района РС(Я) о признании бездействия заведующей МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус» Массаевой А.И. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таттинского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о лицензировании образовательной и медицинской деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Таттинского района было выявлено, что в МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус» Массаевой А.И., (далее- МДОУ «Сардаана») образовательная и медицинская деятельности осуществляются без специальных разрешений на их ведение. Согласно справке, представленной начальником Улусного Управления образованием МР «Таттинский улус» срок лицензии на ведение дошкольной образовательной деятельности в МДОУ «Сардаана» истек 14 февраля 2010 г. Лицензия на новый срок не продлена, что является нарушением законодательства в сфере образования. Кроме того, в МДОУ «Сардаана» имеется полностью укомплектованный медицинский кабинет, штатный медработник. Однако, лицензии на осуществление медицинской деятельности учреждение не имеет. В результате непринятия мер по получении лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности должностным лицом- заведующим МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. нарушаются права и законные интересы воспитанников детского учреждения. В связи чем, прокурор района просил суд признать бездействия заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным и обязать администрацию МДОУ «Сардаана» получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на ведение образовательной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании.

В судебном заседании пом.прокурора района Захарова Н.А. заявление поддержала в полном объеме и привела те же доводы, что и в заявлении, просила суд признать незаконным бездействия заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности.

Заведующая МДОУ «Сардаана» Массаева А.И. с требованиями прокурора согласилась, представила суду отзыв на заявление, а также пояснила о том, что на получение лицензий на осуществление образовательной и медицинской деятельности она занимается с августа 2009 г. В связи с тем, что на оформление соответствующих документов: заключения госпожнадзора, СЭС, медкабинета уходит много времени, а также из-за отсутствия транспортного средства, распутицы, нахождения населенного пункта вдали от центра, ее продолжительной болезни и нахождения в стационарном лечении, все это явилось причиной задержки представлений документов в лицензирующий орган.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующему:

В целях охраны общественных интересов прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, подал иск в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

Заведующая МДОУ «Сардаана» Массаева А.И. была назначена на должность распоряжением главы МО «Таттинский улус» Протодьяконовым М.А. от 13 апреля 2005 г. №167-р.

Судом установлено, что при проведении проверки прокуратурой Таттинского района соблюдения законодательства о лицензировании образовательной и медицинской деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Таттинского района, был выявлен факт осуществления МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус», расположенный по адресу: с. Дайа-Амга ул. Давыдова,4, образовательной и медицинской деятельности без специальных разрешений на их ведение.

Данный факт подтверждается информацией от 23.03.2010 г. №47-02/10 о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений МР «Таттинский улус», выданной начальником УУО Дедюкиным, где указано, что МДОУ «Сардаана» имеет лицензию на образовательную деятельность серии А №151821, срок действия которого истек 14 февраля 2010 г. Лицензия на новый срок не продлена. Кроме того, информацией по лицензированию медицинский кабинетов ДОУ и ОУ МР «Таттинский улус» от 24.03.2010 г., выданной начальником УУО Дедюкиным, где указано, что документы на получение лицензии на мед.деятельность МДОУ «Сардаана» будут сданы в апреле 2010 г.

Указанные обстоятельства заведующей Массаевой А.И. не оспариваются.

24 марта 2010 г. прокурором Таттинского района РС(Я) Басыгысовым Г.С. было направлено представление на имя заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. об устранении нарушений законодательства о лицензировании в месячный срок.

Однако как установлено в судебном заседании заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой указанные в представлении нарушения не были устранены, что явилось грубым нарушением прав воспитанников и их законных представителей на дошкольное образование.

Пунктом 3 ст.49 ГК РФ предусмотрено, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно ст.4 Федерального закона от 08 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иначе чем посредством лицензирования.

Аналогичная норма закреплена в п.96 ч.1 ст.17 данного закона, согласно которой медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с п.46 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г. №277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования.

В п.8 указанного Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г. №277 установлены требования и условия осуществления образовательной деятельности, в числе которых: заявление к лицензированию соискателем лицензии по образовательным программам, наличие в собственности оснащенных зданий, строений и сооружений. Необходимых для осуществления образовательной деятельности, наличие учебно- методической документации, литературы и средств обеспечения образовательного процесса, наличие в штате педагогических работников, соблюдение требований к организации образовательного процесса, к максимальной объему учебной нагрузки обучающихся, и.т.п.

Кроме того, в соответствии со ст.15 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-1 (в посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 г. №309-ФЗ) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а согласно ст.5.1, введенной ФЗ от 29.12.2006 г. №258-ФЗ, полномочия РФ в сфере лицензирования медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта РФ.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям является грубым нарушением лицензионных требований.

Таким образом, лицензия является официальным документом, дающим право на осуществление указанного в ней определенного вида деятельности.

Довод заведующей Массаевой А.И. о наличии уважительных причин неполучения ею лицензий на ведение образовательной и медицинской деятельности не нашли подтверждения в судебном заседании. Так, внесение изменений в наименование детского сада, дальнейшее оформление нового Устава, а также переоформление в течение продолжительного времени других документов, суд не может считать уважительными причинами, поскольку как видно из материалов дела, до момента истечения срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности у заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. имелось достаточно времени для того, чтобы пройти лицензирование. Кроме того Массаевой А.И. ни в письменном отзыве, ни в судебном заседании не были представлены доказательства уважительности пропуска срока необходимого для оформления соответствующих документов.

Таким образом, суд согласен с доводами прокурора о том, что ведение образовательной и медицинской деятельности МДОУ «Сардаана» без соответствующих лицензий, нарушает права и законные интересы воспитанников детского учреждения, их законных представителей.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По правилам ст.256 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Бездействия заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И., как должностного лица дошкольного учреждения, выразились в непредставлении в срок соответствующих документов на получение лицензии на образовательную и медицинскую деятельность в орган, осуществляющий выдачу таких лицензий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора района о признании незаконным бездействия заведующей МДОУ «Сардаана» Массаевой А.И. являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Таттинского района РС(Я) о признании бездействия заведующей МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус» Массаевой А.И. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным, удовлетворить.

Обязать заведующую МДОУ Дайа-Амгинский детский сад «Сардаана» МР «Таттинский улус» Массаеву А.И. получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на ведение образовательной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании.

Решение может быть обжаловало в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней через Таттинский районный суд РС(Я).

Председательствующий: Холмогорова Л.И.