Дело №2-74-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Ытык-Кюель «12» мая 2010 г.
Таттинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., с участием: помощника прокурора Таттинского района Захаровой Н.А., заведующей МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «...» Осиповой В.Р., при секретаре Никитиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Таттинского района РС(Я) о признании бездействия заведующей МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «...» Осиповой В.Р. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таттинского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о лицензировании образовательной и медицинской деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Таттинского района было выявлено, что в МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «...» Осиповой В.Р. (далее- МДОУ «...») образовательная и медицинская деятельности осуществляются без специальных разрешений на их ведение. Согласно справке, представленной начальником Улусного Управления образованием МР «...» срок лицензии на ведение дошкольной образовательной деятельности в МДОУ «...» истек Дата обезличена ... на новый срок не продлена, что является нарушением законодательства в сфере образования. В МДОУ «...» имеется полностью укомплектованный медицинский кабинет, штатный медработник. Однако, лицензии на осуществление медицинской деятельности учреждение не имеет. В результате непринятия мер по получении лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности должностным лицом- заведующим МДОУ «...» Осиповой В.Р. нарушаются права и законные интересы воспитанников детского учреждения. В связи чем, прокурор района просил суд признать бездействия заведующей МДОУ «...» Осиповой В.Р. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным и обязать администрацию МДОУ «...» получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на ведение образовательной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании.
В судебном заседании помощник прокурора района Захарова Н.А. заявление поддержала в полном объеме и привела те же доводы, что и в заявлении, просила суд признать незаконным бездействия заведующей МДОУ «Солнышко» Осиповой В.Р. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности.
Заведующая МДОУ «...» Осипова В.Р. требования прокурора признала, представила суду отзыв на заявление, а также пояснила о том, что Дата обезличена г. по результатам проверки образовательного надзора по РС(Я) по предписаниям Номер обезличенн/1-408, к/1-106 было поручено изменить Устав детского сада с изменением наименования «детский сад комбинированного вида». Дата обезличена г. ей утвердили новый Устав и потому много времени ушло на ее оформление, а также на создание новой образовательной программы. Из-за внесений изменений в наименование детского сада все документы: техпаспорт, землеустроительные документы, свидетельство о регистрации находятся в соответствующих органах для переоформления.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующему:
В целях охраны общественных интересов прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, подал иск в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.
Заведующая МДОУ «...» Осипова В.Р. была назначена на должность распоряжением главы МО «...» Протодьяконовым М.А. от Дата обезличена г. Номер обезличенр.
Судом установлено, что при проведении проверки прокуратурой Таттинского района соблюдения законодательства о лицензировании образовательной и медицинской деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Таттинского района, был выявлен факт осуществления МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «..., расположенный по адресу: ... ..., образовательной и медицинской деятельности без специальных разрешений на их ведение.
Данный факт подтверждается информацией от Дата обезличена г. Номер обезличен о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений МР «...», выданной начальником УУО Дедюкиным, где указано, что МДОУ «...» имеет лицензию на образовательную деятельность серии Номер обезличен, срок действия которого истек Дата обезличена ... на новый срок не продлена. Кроме того, информацией по лицензированию медицинский кабинетов ДОУ и ОУ МР «...» от Дата обезличена г., выданной начальником УУО Дедюкиным, где указано, что документы на получение лицензии на мед.деятельность МДОУ «...» будут сданы Дата обезличена г.
Указанные обстоятельства заведующей Осиповой В.Р. не оспариваются.
Дата обезличена г. прокурором Таттинского района РС(Я) Басыгысовым Г.С. было направлено представление на имя заведующей МДОУ «...» Осиповой В.Р. об устранении нарушений законодательства о лицензировании в месячный срок.
Однако, как установлено в судебном заседании, заведующей МДОУ «...» Осиповой В.Р. указанные в представлении нарушения не были устранены, что явилось грубым нарушением прав воспитанников и их законных представителей на дошкольное образование.
Пунктом 3 ст.49 ГК РФ предусмотрено, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст.4 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иначе чем посредством лицензирования.
Аналогичная норма закреплена в п.96 ч.1 ст.17 данного закона, согласно которой медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с п.46 Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования.
В п.8 указанного Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен установлены требования и условия осуществления образовательной деятельности, в числе которых: заявление к лицензированию соискателем лицензии по образовательным программам, наличие в собственности оснащенных зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления образовательной деятельности, наличие учебно-методической документации, литературы и средств обеспечения образовательного процесса, наличие в штате педагогических работников, соблюдение требований к организации образовательного процесса, к максимальной объему учебной нагрузки обучающихся, и.т.п.
Кроме того, в соответствии со ст.15 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от Дата обезличена г. Номер обезличен (в посл. ред. ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а согласно ст.5.1, введенной ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ, полномочия РФ в сфере лицензирования медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта РФ.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, лицензия является официальным документом, дающим право на осуществление указанного в ней определенного вида деятельности.
Доводы заведующей Осиповой В.Р. о наличии уважительных причин неполучения ею лицензий на ведение образовательной и медицинской деятельности не нашли подтверждения в судебном заседании. Так, основным ее доводом является внесение изменений в наименование детского сада, дальнейшее оформление нового Устава, а также переоформление в течение продолжительного времени других документов. Между тем, суд не может признать указанные ею причины уважительными, поскольку, как видно из материалов дела, до момента истечения срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности у заведующей МДОУ «...» Осиповой В.Р. имелось достаточно времени для того, чтобы собрать пакет документов для получения соответствующего лицензирования. Кроме того Осиповой В.Р. ни в письменном отзыве, ни в судебном заседании не были представлены доказательства, подтверждающие сбор и оформление соответствующих документов.
При таких обстоятельствах, суд согласен с доводами прокурора о том, что ведение образовательной и медицинской деятельности МДОУ «Солнышко» без соответствующих лицензий, нарушает права и законные интересы воспитанников детского учреждения, их законных представителей.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам ст.256 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Бездействия заведующей МДОУ «Солнышко» Осиповой В.Р., как должностного лица дошкольного учреждения, выразились в непредставлении в срок соответствующих документов на получение лицензии на образовательную и медицинскую деятельность в орган, осуществляющий выдачу таких лицензий.
Таким образом, требование прокурора района о признании незаконным бездействия заведующей МДОУ «...» Осиповой В.Р. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Таттинского района РС(Я) о признании бездействия заведующей МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «...» Осиповой В.Р. по неполучению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности незаконным, удовлетворить.
Обязать заведующую МДОУ «... детский сад комбинированного вида «...» МР «...» Осипову В.Р. получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на ведение образовательной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании.
Решение может быть обжаловало в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней через Таттинский районный суд РС(Я).
Председательствующий: Л.И.Холмогорова
Копия верна.
Судья Таттинского районного суда РС(Я): Л.И.Холмогорова