РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2010 Г.
Судья Тацинского районного суда Ростовской области Супрун В.В.
С участием адвоката Деркач А.Г.
При секретаре Голоборщевой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску FIO9, FIO8, FIO7, FIO5, FIO7 в интересах несовершеннолетнего FIO6, FIO5 в интересах несовершеннолетней FIO4, FIO3 к ... о предоставлении социальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о предоставлении социальной выплаты взамен жилого помещения, подлежащего сносу, где просили признать незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты и взыскать в их пользу размер социальной выплаты 3439800 руб., ссылаясь на то, что они являются собственниками квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., ..., ..., .... Дом признан непригодным для проживания в результате проведения горных работ на ликвидируемой ... Истцы внесены в список лиц, подлежащих переселению. 22 октября 2009 г. комиссия по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ... непригодным для проживания по критериям безопасности в ... решила не предоставлять истцам социальную выплату, т.к. истцы фактически не проживают в этой квартире. Истцы не согласны с таким решением.
Они также просят взыскать с ответчика социальную выплату из расчета на всех истцов 3439800 руб.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным решение комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья от 22.10.2009 г. в части отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязать ответчика включить всех истцов в список граждан, подлежащих переселению, обязать ответчика заключить с истцами договор на предоставление социальной выплаты в сумме 3439800 руб.
Представитель ответчика ... иск не признал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования частично обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что FIO8 приходится матерью FIO9, FIO7, FIO3. Истцам FIO9, FIO8, FIO7 и FIO3 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в жилом доме расположенном в х....
Спорный жилой дом признан ветхим, подлежащим сносу жильем в ..., ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемой ...» непригодным для проживания по критериям безопасности и истцы FIO9 (до брака FIO4), FIO8, FIO7, FIO5, FIO6 включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье и имеющих право на социальную выплату под № 21. В список также включен FIO10, который умер Дата обезличена г.
Истцы FIO7, FIO5 супруги, а FIO6 и FIO4 их дети.
22 октября 2009 г. комиссия по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ... непригодным для проживания по критериям безопасности решила социальную выплату истцам не предоставлять, т.к. истцы фактически не проживают в спорном доме. Основанием для принятия такого решения стал акт комиссии ....
Согласно акту обследования спорного жилого дома от 28 декабря 2009 г. состояние жилого дома ветхое.
Истица FIO5 имеет на праве собственности квартиру в ..., ..., ... ..., что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество. Права на квартиру зарегистрированы Дата обезличена г. В силу ст. 34 СК РФ эта квартира является совместным имуществом супругов FIO5 и FIO7
Истица FIO3 проживает в ..., на момент ликвидации ...», равно как и на момент составления списка лиц, нуждающихся в переселении, в спорной квартире не проживала, в список не включена, а просит включить ее в список в порядке наследования прав умершего отца FIO10
Истицы FIO8 и FIO9 (до брака FIO4) в спорном жилье не проживают по причине его ветхости, никаких стабильных прав на какое-либо жилое помещение, кроме спорного, не приобрели, что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество. Истица FIO9 не проживает в спорном жилье также по причине трудоустройства в ....
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 г. содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п. 11 названных Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что:
гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;
гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Из содержания названных норм следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, т.е. не обеспеченных иным жильем на правах социального найма, праве собственности либо ином стабильном праве.
Истцы в 2005 г. были включены в дополнительный список граждан, проживающих в ветхих жилых помещениях, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой ... непригодными для проживания и значатся в списке под №21. Каких-либо стабильных прав на жилье, кроме спорного жилья, истцы FIO9 (до брака FIO4) и FIO8 не приобрели, в спорном жилье не проживают по причине ветхости жилого помещения и трудоустройства истицы FIO9 в .... При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для отказа истцам FIO9 и FIO8 в предоставлении социальной выплаты не имеется и считает необходимым признать протокол заседания комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ... непригодным для проживания по критериям безопасности в ... от 22 октября 2009 г. в части не предоставления социальной выплаты FIO8 и FIO9 (до брака FIO4) незаконным. Также суд считает необходимым признать за истцами FIO8 и FIO9 право на предоставление социальной выплаты.
Истцы FIO5 и FIO7 имеют на праве совместной собственности квартиру в ..., по ..., .... Их дети FIO6 и FIO4 являются членами их семьи и имеют право проживания в этой квартире, как члены семьи собственника дома, поэтому суд считает, что комиссия по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ... непригодным для проживания по критериям безопасности в ... 22 октября 2009 г. обоснованно и в соответствии с действующим законом отказала FIO7, FIO5, FIO6, FIO4 в предоставлении социальной выплаты и в этой части иска необходимо отказать.
Что касается исковых требований FIO3 о предоставлении ей социальной выплаты, положенной ее умершему отцу в порядке наследования, то эти исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку данные социальные выплаты предназначены как гражданам, занимавшим жилые помещения по договорам найма, так и гражданам – собственникам жилья. Целью этого законодательства является не компенсация за утраченную собственность, либо за собственность, которой причинен ущерб, а возможность обеспечить потерявших жилье граждан жилым помещением путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в другом месте жительства. К таковым гражданам относился FIO10, в связи с чем и был включен в список вследствие того, что лишился жилья, а не собственности.
FIO3 к категории граждан, в отношении которых государство приняло на себя обязанность обеспечить жильем в виде социальных выплат, не относится, поскольку стала собственником жилого помещения, признанного ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ в порядке наследования уже после того, как данное жилье признано ветхим. В данном случае, право наследования на социальные выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения по новому месту жительства, что предусмотрено Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития не распространяются и поэтому в иске FIO3 необходимо отказать.
Суд считает, что в части исковых требований об обязании ответчика заключить с истцами договор на предоставление социальной выплаты, определив размер этой выплаты 3439800 руб. необходимо отказать по следующим основаниям. Суд считает, что социальная выплата должна быть предоставлена только двум истцам, поэтому социальная выплата в сумме 3439800 руб. не может быть им предоставлена. Кроме того, в силу п. 9 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством ... РФ. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания определяется на момент заключения договора. Договоры на предоставление социальной выплаты заключаются с гражданами по мере поступления средств из федерального бюджета. Определить в настоящее время стоимость 1 кв. м общей площади на момент заключения договора невозможно.
В силу ст. 98 ГПК РФ В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований в которой истцу отказано.
Поскольку иск удовлетворен на 2/7 части, то суд считает, что судебные расходы в пользу истца должны быть взысканы в размере 2/7 понесенных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Признать решение комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ... непригодным для проживания по критериям безопасности в х. ... от 22 октября 2009 г. в части не предоставления социальной выплаты FIO8 и FIO9 (до брака FIO4) FIO9 незаконным.
Обязать ... включить FIO9 и FIO8 в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, отказав в остальной части иска.
Взыскать с ... в пользу FIO9 возврат госпошлины двадцать девять рублей и расходы на оплату услуг представителя 7000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течение 10 дней.
Пред-щий