о нарушениях избирательного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.02.2010г. ст. Тацинская.

Тацинский районный суд Ростовской области в составе :

председательствующего судьи Солошенко А.В.,

с участием прокурора Ивковой С.А.

при секретаре Корсуновой И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малышкина Олега Александровича к Тацинскому отделению Морозовского межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области об оспаривании действий руководства Тацинского отделения Морозовского межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области

УСТАНОВИЛ.

Заявитель обратился в суд и просит обязать руководство Тацинского отделения Морозовского межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области восстановить его избирательное право и допустить уполномоченных им доверенных лиц участвовать в проверке подписных листов ссылаясь на то, что он является кандидатом на должность Главы муниципального образования «Тацинский район» Ростовской области, 27.01.2010г. в ходе проходящей предвыборной компании территориальной избирательной комиссией Тацинского района было принято решение о проверке мест регистрации избирателей, указанных в подписных листах в его поддержку, с привлечением для этого должностных лиц ответчика, однако руководство данного государственного учреждения без всякого на то основания не разрешило присутствовать при вышеназванной проверке его доверенных лиц Штефан Г.А., Горобцова Н.В. и Маковеевой С.А. чем были нарушены его избирательные права, прописанные в ч.6 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.5 ст.25 областного закона «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области».

По письменному заявлению Малышкина О.А. судебное разбирательство дела проведено без его участия.

Представитель заявителя Георгиев Н.В., имеющий надлежащие полномочия, уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконными действия И.О.начальника отделения в ст. Тацинской Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Морозовске Железниковой О.А., по недопущению доверенных лиц кандидата на должность главы Администрации Тацинского района присутствовать при проведении проверки подписей избирателей и обязать указанное лицо не допускать нарушения избирательного законодательства в будущем.

Заинтересованное лицо И.О. начальник отделения в ст. Тацинской Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Морозовске Железникова О.А. полагала заявление необоснованным и пояснила, что 27.01.2010г. поступило представление Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту-ТИК) по проверке подписных листов, она должна была сличить данные лиц, указанных в подписных листах – фамилию, имя, отчество, данные паспорта и адрес регистрации с карточками Ф-1П, имеющимися в картотеке ФМС. В этот же день к ней обратились граждане Горобцов, Маковеева и Штефан, представились доверенными лицами Малышкина О.А., однако никаких подтверждающих документов не представили и потребовали допустить их к участию в проверке подписных листов, т.е. они просили присутствовать в комнате где будет проходить проверка и предъявлять им документы на основании которых будет производится проверка. Она им отказала в допуске в комнату где будет происходить проверка и в предъявлении документов, на основании которых будет производится проверка, т.к. данное требование противоречит закону о конфиденциальности информации и Административному регламенту. Информация о ФИО гражданина, его паспортных данных является конфиденциальной и в помещение где располагается картотека, доступ посторонним запрещен. Картотека располагается в отдельном помещении.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Ростовской области Бородина А.В., возражала против удовлетворения иска и пояснила, что считает действия И.О. начальника отделения в ст. Тацинской МО УФМС России по РО в г. Морозовске О.А. Железниковой правомерными, т.к. все персональные данные гражданина могут быть разглашены только с разрешения гражданина, чьи данные проверяются или по запросу компетентных органов, Железникова О.А. не вправе была допускать в помещение картотеки указанных лиц и не вправе была предоставлять для обозрения карточки Ф-1П, кроме того доверенные лица кандидата, подтверждающих документов не представили.

Представитель заинтересованного лица председатель ТИК Тацинского района Мирнова Н.Н. полагала заявление не обоснованным и пояснила, что в заявлении указано не верно, что Штефан является доверенным лицом Малышкина О.А., Штефан является членом ТИК с совещательным голосом. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей и проверки подписей ТИК была создана рабочая группа, в которую входит также и представитель ФМС, подписные листы с подписями граждан в поддержку выдвижения Малышкина О.А. на должность Главы Администрации Тацинского района, были направлены в ФМС для проверки соответствия данных граждан, указанных в подписных листах учетам ФМС. Закон, как федеральный, так и областное законодательство о выборах, предусматривает участие кандидата, так и его доверенных лиц, в проверке подписных листов в избирательной комиссии, в.т.ч. в рабочей группе, однако в законе не предусмотрено право кандидата и его доверенных лиц на участие в проверке непосредственно в ФМС и поэтому требования заявителя незаконны и ничем не обоснованны.

Выслушав представителя заявителя Георгиева Н.В., заинтересованное лицо И.О. начальника отделения в ст. Тацинской МО УФМС России по РО в г. Морозовске О.А. Железникову, представителя заинтересованного лица УФМС России по Ростовской области Бородину А.В., представителя заинтересованного лица председателя ТИК Тацинского района Мирнову Н.Н., заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, допросив свидетелей и изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании было установлено, что Территориальной избирательной комиссией Тацинского района 25.12.2009г. Постановлением №71-14 создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведения об избирателях и подписей избирателей в подписных листах кандидатов на должность Главы муниципального образования «Тацинский района», депутатов Собрания депутатов Тацинского района, на должность Главы Углегорского сельского поселения 14 марта 2010 года, в которую также был включен и представитель отделения в ст. Тацинской УФМС по РО (по согласованию).

08.01.2010г. ТИК было принято уведомление Малышкина Олега Александровича о самовыдвижение на должность главы муниципального образования «Тацинский район».

26.01.2010г. ТИК приняла подписные листы с подписями в поддержку выдвижения Малышкина О.А. в количестве листов – 158, количество подписей -686.

На заседании ТИК от 26.01.2010г., на котором также присутствовали Г.А. Штефан, Н.В. Горобцов, С.А. Маковеева, была проведена жеребьевка подписных листов кандидата на должность Главы муниципального образования «Тацинский район» Малышкина О.А., в результате которой определены подписи подлежащие проверке.

27.01.2010г. ТИК, в отделение в ст. Тацинской МО УФМС России по РО, направлено представление о производстве проверки достоверности паспортных данных граждан, поставивших свои подписи в поддержку кандидата Малышкина О.А. и в этот же день о данном представлении последний был уведомлен.

27.01.2010г. И.О. начальник ОФМС в ст. Тацинской Железникова О.А., за исходящим номером 163, сообщила в ТИК о проведенной проверке достоверности паспортных данных граждан, указанных в подписных листах, согласно которой установлено, что на листе №144 – 4 подписи, подпись №2 – паспортные данные не совпадают, на листе №98 – 4 подписи, подпись №2 – паспорт объявлен выданным в нарушение установленного порядка, владелец гражданином Российской Федерации не является.

28.01.2010г. заявитель обращается в Тацинский районный суд с настоящим заявлением.

Свидетель Маковеева С.А. показала, что она 27.01.2009г. являлась доверенным лицом кандидата на должность Главы района Малышкина О.А., с 29.01.2010г. она член ТИК с правом совещательного голоса, им сообщили из ТИК, что подписные листы в поддержку Малышкина О.А. переданы в ФМС для проверки, они пришли к Железниковой сказали, что являются доверенными лицами кандидата Малышкна О.А. и попросили разрешить присутствовать при проверке подписных листов в том помещении где эта проверка будет производится, с предъявлением документов, по которым будет производится проверка, Жлезникова О.А. им отказала в допуске в секретную комнату и сказала, что можете находится в коридоре и ждать результатов проверки. После этого они обратились к председателю ТИК Мирновой Н.Н., но последняя им пояснила, что не вправе давать указания ФМС.

Свидетель Горобцов Н.В. пояснил, что они должны были присутствовать при проверке подписных листов, он, Маковеева С.А. и Штефан Г.А. 27.01.2010г. пришли к Железниковой О.А. и просили ее разрешить присутствовать при проверке паспортных данных, указанных в подписных листах, они должны были находится в помещении ФМС, где будет производится проверка и вместе с Железниковой смотреть документы учета, Железникова сказала им, что не допустит их в помещение, где будет производится проверка.

В порядке ст. 19. Федеральногог закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.

Согласно ст. 30 указанного Закона, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

В соответствии со ст. 25 областного закона Ростовской области от 28.12.2005г. №429-ЗС «О выборах Глав муниципальных образований в Ростовской области», если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципальная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.

Муниципальная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствующие органы, которые обязаны в течение пяти дней сообщить комиссии о результатах проверки.

Муниципальная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов.

Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, муниципальная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Члены рабочей группы в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов.

По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей в поддержку кандидата, количество представленных подписей избирателей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол составляется отдельно по каждому кандидату, подписывается членами муниципальной комиссии с правом решающего голоса, проводившими проверку, руководителем рабочей группы - членом муниципальной комиссии с правом решающего голоса и представляется в муниципальную комиссию для принятия соответствующего решения. К протоколу прилагаются ведомости проверки подписных листов, составленные в соответствии с частью 6 настоящей статьи, заключения экспертов, справки из органов внутренних дел и организаций, полученные по запросам муниципальной комиссии.

Согласно ст. 3 федерального закона от 27.06.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В соответствии со ст. 7, названного закона, операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

На основании ст. 19, Закона, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

В порядке п.15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008г. №687,

при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

В соответствии со ст. 77 приказа ФМС России от 29.10.2007г. №422 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы», должностные лица территориальных органов ФМС России и сотрудники подразделений АСР, на которых возложены обязанности по организации и ведению АСУ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение сведений, относящихся к конфиденциальным, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также за обеспечение сохранности документов, поступающих в подразделения АСР.

В порядке ст. 78, названного приказа, в целях обеспечения сохранности информационных ресурсов, защиты содержащейся в них информации и предотвращения несанкционированных действий запрещается допускать в помещения нахождения картотек посторонних лиц, передавать адресные листки прибытия, убытия, другие учетные документы неуполномоченным лицам, выносить в предусмотренных для этого случаях за пределы помещения учетные документы, если не обеспечены условия их сохранности и требования к защите конфиденциальной информации.

Пунктом 6.1 приказа УФМС России по РО от 18.01.2010г. №19 «О проведении мероприятий УФМС России по РО в период подготовки проведения выборов в местные органы законодательной власти и самоуправления Ростовской области», предписано принять дополнительные меры по защите адресно-справочных учетов от несанкционированного доступа.

Из анализа приведенных выше нормативно-правовых актов, в их взаимосвязи, следует, что кандидат и его доверенные лица вправе присутствовать при проведении проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, в рабочей группе ТИК, которая по результатам проверки подписей, в том числе с учетом информации предоставленной ФМС, составляет соответствующие ведомости и принимает итоговый протокол, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными.

Вместе с тем согласно вышеуказанным правовым нормам, исходя из требований обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты, присутствие кандидата и его доверенных лиц при проведении проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, в помещении подразделения Федеральной миграционной службе где находится картотека недопустимо, а также запрещено предъявлять материальные носители информации (карточки) лицам не имеющим к этому допуск.

На момент поступления заявления в суд проверка ФМС была уже проведена, на момент рассмотрения дела в суде, как следует из пояснений представителя заявителя и представителя ТИК, итоговым протоколом рабочей группы ТИК признаны недействительными две подписи граждан в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Малышкина О.А.

По заявлению представителя Георгиева Н.В. результатами проверки подписных листов они удовлетворены.

В следствии указанных обстоятельств решения суда по настоящему заявлению никаких правовых последствий не имеет.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Действиями И.О. начальника отделения в ст. Тацинской Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Морозовске Железниковой О.А. избирательные права заявителя нарушены не были и не повлекли для него никаких правовых последствий. В случае принятия решения ТИК об отказа заявителю в регистрации кандидатом на избираемую должность, он будет вправе обжаловать данный отказ, и в том числе ссылаясь на нарушения при проведении проверки подписных листов, если таковые имели место.

Таким образом обжалуемые действия должностного лица по отказу доверенным лицам кандидата на должность Главы Тацинского района Малышкина О.А. присутствовать при проверке достоверности подписей избирателей в подписных листах, соответствуют закону, избирательные права заявителя не нарушены и потому в удовлетворении иска необходимо отказать.

Кроме того, в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003г. №23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Требование заявителя об обязании должностного лица не допускать нарушения закона в будущем являются заведомо неисполнимым, поскольку неясно какие конкретные действия должны быть совершены должностным лицом и в какие сроки и поэтому основанию в удовлетворении заявления также необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Малышкина Олега Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течении 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04.02.2010г.

Пред-ющий :